Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ГОНЕНІЕ ПРИ МАРКѢ ЛВРЕЛІѢ И ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ПОБѢДЫ. -63 Христосъ дѣйствительно являлся, но не какъ воскресшій тѣлесно,
а какъ привидѣніе. он '' Мы уже выше видѣли, въ чемъ собственно заключался камень
шреткновенія, который Цельсъ находилъ въ христіанствѣ—именно
въ томъ, что Богъ христіанъ есть Богъ грѣшниковъ, что хри¬
стіанство есть религія бѣдныхъ, рабовъ и жалкихъ. Богъ, кото-
:рый миловалъ грѣшниковъ и напротивъ отвращался ■■ отъ гордыхъ
и сильныхъ душъ, для язычниковъ казался извращеніемъ всякихъ
понятій. Боги язычниковъ не имѣли любви, и не были любимы;
сильная справедливость, какую приписывали имъ, не можетъ про¬
щать. Противъ этого Бога, который соболѣзнуетъ о жалкихъ, который
простираетъ свои руки къ страждущимъ и плачущимъ, который
даже не отвращается отъ виновныхъ, противъ Него прежде всего
и направляется полемика Цельса. Основной пунктъ всего хри¬
стіанства онъ видѣлъ (и дѣйствительно угадалъ въ этомъ отноше¬
ніи истину) въ вѣрѣ, что Богъ сошелъ съ неба для избавленія
людей. Въ глазахъ Цельса такая вѣра есть величайшее сумасброд¬
ство, какое только возможно придумать. „Какой же можетъ быть
смыслъ въ такомъ нисшествіи Бога, кромѣ того, чтобы узнать
состояніе людей? Но развѣ Онъ не знаетъ всего?'Онъ знаетъ, го¬
ворите вы. Но хотя Онъ и знаетъ, однакоже не исправляетъ это
состояніе и Ему будто бы невозможно исправить это состояніе
Своей божественной силою, если Онъ не пошлетъ кого нибудь
воплощеннаго въ тѣлѣ“ '*). Если Онъ сошелъ на землю, то зна¬
читъ Онъ оставилъ свой престолъ на небѣ пустымъ, и Его при¬
шествіе вноситъ въ этотъ міръ путаницу: „такъ какъ если ты
хотя что нибудь изъ здѣшнихъ вещей, даже самую малую, пере¬
мѣнишь, то ниспровергнется и все“. Но Цельсъ старается еще
болѣе усилить нападеніе на этотъ .главный членъ вѣры хри¬
стіанъ. Эта вѣра имѣетъ затѣмъ свою основу въ предположеніи
христіанъ, что міръ созданъ для людей, и что Богъ особенно
печется о людяхъ. Это кажется ему столь смѣшнымъ, что онъ
поколѣніе іудеевъ и христіанъ сравниваетъ съ лягушками и
червями, которые сидятъ въ одномъ болотѣ и спорятъ между
собой. Лягушки говорятъ: „Богъ все открываетъ и возвѣщаетъ
сначала намъ и, оставляя весь міръ и небесное теченіе, оби¬
таетъ только среди насъ“. Тогда черви отвѣчаютъ: „Богъ единъ,
и послѣ Него идемъ мы сотворенные Имъ, совершенно подоб¬
ные Богу, и намъ подчинено все—земля и вода, воздухъ и звѣз¬
ды; ради насъ все. это сотворено и всему новелѣно служить
намъ! И теперь, такъ какъ нѣкоторые изъ насъ грѣшатъ, то
Богъ придетъ или пошлетъ своего Сына, чтобы сжечь неправед¬
ныхъ, а мы, .остальные, будемъ имѣть съ Нимъ вѣчную жизнь “‘Ц.