Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ТПРв г і ‘ШЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА /Г ' і’ гелія, основывается, ьпо его мнѣнію, отчасти на Ею собственной
лжи, отчасти,, на.!.лжи Его учениковъ. Хотя Онъ и предсказалъ о
своемъ, отрада віи, равно какъ и о своемъ отверженіи и преданіи
на•,смерть,, но Дильсъ доказываетъ, что-то обстоятельство, что это
именно ,-такъ и было, служитъ уже доказательствомъ того, что это
не могло і/быть предсказано. Въ самомъ дѣлѣ, какъ могли тѣ, ко¬
торые слышали это изъ Его устъ, предать Его и отвергнуть? Если
Онъ предсказывалъ все это какъ Богъ, то очевидно это и должно
было случиться, и тѣхъ, которые дѣлали - это, Онъ самъ, какъ
Богъ, привелъ къ этому нечестію. А если все это должно было
случиться такъ и Онъ смиренно подчинился волѣ Отца, то по¬
чему Онъ въ Геѳсиманскомъ саду просилъ о помощи и такъ жа¬
лобно вопіялъ? Быть можетъ и правда то, что Онъ говорилъ своимъ
ученикамъ, что Онъ воскреснетъ опять, но подобнымъ сумасброд¬
ствомъ занимались и другіе. Въ миѳахъ также разсказывается о
воскресшихъ; это также миѳъ. „Или думаете вы, что дѣла другихъ— ! миѳы и должны быть считаемы такими, между тѣмъ какъ у васъ
катастрофа этой драмы оказывается приличною или вѣроятною,,
и вы за истину принимаете разсказы о Его изреченіи на крестѣ,,
когда онъ испустилъ духъ, о землетрясеніи и тьмѣ? Мыслимо!
ли, чтобы Онъ, при жизни не. будучи въ силахъ помочь себѣ,
воскресъ изъ мертвыхъ и показывалъ знаки наказанія на своемъ тѣлѣ и прободенныя руки? Кто видѣлъ это? Какая то полоумная
женщина, какъ щ говорите, и быть можетъ еще • кто отбудь изъ
той же самой шайки обманщиковъ, въ то время какъ Онъ, вслѣд¬
ствіе» извѣстнаго расположенія, мечталъ, илй, по своей собственной
волѣ, въ соблазнительномъ смыслѣ, питалъ фантазіи, что уже слу¬
чалось съ тысячами; или, что прежде всего и надо думать, Онъ этимъ
сумасбродствомъ хотѣлъ изумить остальныхъ, и такой ложью
убѣдить* и ' другихъ, легко поддающихся обману" б2). Еслибы
Онъ дѣйствительно воскресъ, то Онъ долженъ былъ бы явиться
къ своимъ судьямъ и вообще всѣмъ, думаетъ Цельсъ, и находитъ
страннымъ, что Онъ во время своей жизни проповѣдывалъ всѣмъ
и не находилъ никакой вѣры, между тѣмъ какъ по воскресеніи,
Когда Ему легче всего было бы Уклонить всѣхъ къ вѣрѣ, Онъ
являлся только тайно и боязливо какой нибудь бабенкѣ и ея со¬
общникамъ. Едвали нужно даже и указывать на то, что мы здѣсь
имѣемъ все то, что и въ настоящее время выдается за увѣрен¬
ные результаты новѣйшей науки. Тутъ мы видимъ и іеттѳ
Ьаііи’сіиёе-Ренана; тутъ и гипотеза видѣній въ прекраснѣйшемъ
исполненій, и вмѣстѣ съ тѣмъ въ Другихъ мѣстахъ Цельсъ вы¬
сказываетъ.' й ту часто повторяемую теперь теорію, Ито* мертвый П/: У -М-'-ДІ . ■ ■ . * .. '■ . - . и ЖУ .1»