Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
426 первые; дни христіанства. рыяобѣ тотчасъ. же> были приняты: одна состояла въ томъ, чтобы имъ
самимъ спокойно оставаться въ служеніи обрѣзанія, а другая—
въ томъ, чтобы;- они не забывали о нуждахъ бѣдныхъ святыхъ въ
Іерусалимѣ-въ богатѣйшихъ церквахъ язычниковъ. Фактъ этого
взаимнаго признанія, этого обмѣна христіанскими залогами въ
духѣ дружества есть лучшій отвѣтъ на мечтательное предположе¬
ніе тѣхъ, которые бы хотѣли убѣдить насъ, что ап. Іоаннъ въ
Апокалипсисѣ унизился до нападенія какъ на самого ап. Павла,
такъ и на его послѣдователей, въ выраженіяхъ необузданной не¬
нависти. Это повидимому былъ единственный случай (во всякомъ случаѣ
единственный извѣстный намъ), при которомъ происходило общеніе
между возлюбленнымъ ученикомъ и апостоломъ народовъ. Ап. Іо¬
аннъ не принималъ никакого участія въ великомъ спорѣ. Онъ
повидимому устранялся отъ всего, что хотя сколько нибудь похо¬
дило на шумную публичность. При этомъ случаѣ онъ предоставилъ
говорить апп. Петру и Іакову, поддерживая только ихъ мнѣніе
своимъ голосомъ и молчаливымъ согласіемъ. Онъ не былъ оче¬
видно одною изъ тѣхъ натуръ, которыя, подобно ап. Павлу,
услаждаются заправленіемъ бурныхъ элементовъ народныхъ собра¬
ній. Въ ранніе дни, когда онъ и ап. Петръ трудились вмѣстѣ
въ тѣсномъ общеніи, при всякомъ случаѣ главнымъ ораторомъ и
проповѣдникомъ выступалъ ап. Петръ. Однако же, мы не должны
выводить отсюда, что отношеніе Іоанна къ старшему апостолу было
во всемъ подобно тому, какое впослѣдствіи установилось между
Павломъ и Варнавою. Въ первомъ миссіонерскомъ путешествіи
ап. Павелъ сталъ во главѣ въ силу превосходства своего ума и
своей энергіи. Онъ по человѣческому сужденію былъ болѣе спо¬
собнымъ и болѣе великимъ изъ двухъ. Не такъ было съ ап. Пе¬
тромъ. Онъ несомнѣнно былъ болѣе ревностнымъ, болѣе умѣлымъ
и болѣе краснорѣчивымъ проповѣдникомъ; но, судя по ихъ описа¬
ніямъ, мы опять должны сказать, что по человѣческому сужденію
душа ап. Іоанна была глубже и одарена больше. Но область ихъ
жизни отнюдь не была областью ежедневной борьбы и споровъ. Ве¬
личайшія души часто тѣ, о которыхъ менѣе всего слышитъ шум¬
ный міръ. Мы можемъ представить себѣ ап. Іоанна въ пещерѣ
на островѣ Патмосѣ; но мы не можемъ вообразить себѣ, чтобы
онъ обращался съ рѣчью къ шумящей и завывающей черни на
ступеняхъ крѣпости Антоніи. У него было совершенно иное дѣло,
и однакоже не менѣе необходимое и великое дѣло. Ему пред¬
стояло быть руководиму Духомъ Святымъ, перевоспитывающимъ,
посредствомъ;>■ внѣшнихъ обстоятельствъ, къ достиженію истинъ
болѣе глубокихъ, болѣе богатыхъ, болѣе содержательныхъ, болѣе ііа': У