Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ГОНЕНІЕ ПРИ МАРКѢ АВРЕЛХѢ И ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ПОБѢДЫ. ЩУ7 йі-не имѣемъ его въ полномъ изложеніи (оно будто бы уничто¬
жено было впослѣдствіи христіанами), но можемъ всетаки съ
[достаточностью составить себѣ понятіе о немъ изъ направленнаго
противъ него полемическаго сочиненія Оригена. Читая его, нельзя
не изумляться не только тому, что Цельсъ такъ точно зналъ хри¬
стіанство, знакомъ былъ съ Ветхимъ и Новымъ завѣтомъ, равно
' какъ и едвали обнаруженной кѣмъ либо, впослѣдствіи въ та-
26,ой степени ядовитой ненависти, съ которою онъ большею ■ частью
обращается противъ самого Христа, но и особенно тому, съ ка¬
кою проницательностью этотъ язычникъ угадалъ собственно рѣ¬
шающій пунктъ, и почти еще болѣе тому, что здѣсь, въ древ¬
нѣйшемъ полемическомъ сочиненіи противъ христіанской' вѣры,
какое только мы знаемъ, находится уже все, чтб выставляется
противъ нея и въ настоящее время. Пользуясь хорошо обдуманной тактикой, Цельсъ сначала под¬
вергаетъ христіанство нападенію, со стороны іудея, чтобы затѣмъ
уже выступить и самому, и напасть какъ на іудейство, такъ и
на христіанство. Такимъ образомъ онъ не только пользуется въ
своихъ интересахъ іудейскою ненавистью и всякою ложью, кото¬
рую іудеи распространяли о Христѣ, но іудейство служитъ для
него какбы фольгой христіанству, чтобы выставить его еще чер¬
нѣе и заставить его казаться еще отвратительнѣе. Уже іудейство
составляетъ-де отпаденіе отъ отечественной религіи, но это всетаки
еще народная религія и имѣетъ въ себѣ еще нѣчто отечествен¬
ное;- христіанство же, которое возникло опять чрезъ отпаденіе отъ
іудейства и до крайности довело безуміе, есть чистое возмущеніе,
открытый мятежъ. Ненависть Цельса, какъ мы уже сказали, глав¬
нымъ образомъ направляется противъ самого Христа. Въ Немъ
онъ не находитъ ничего хорошаго, и для него Онъ совершенно
обыденный мечтатель, и обманщикъ. Рожденный бѣдной крестьян¬
кой, пряжею заработывавшей себѣ хлѣбъ, женщиной, которая
жила въ преступной связи съ солдатомъ Пантерой* Онъ будто
бы научился чародѣйству въ Египтѣ, и тѣмъ привлекалъ къ себѣ
людей низшаго состоянія, мытарей и рыбаковъ. Имъ Онъ внушилъ,
что Онъ Сынъ Божій и рожденъ отъ Дѣвы, велъ съ ними жал¬
кую, бѣглую жизнь и наконецъ (такъ мало вліянія, имѣлъ. Онъ
даже на своихъ приверженцевъ), проданный однимъ изъ споихъ
учениковъ и отвергнутый другими, Онъ нашелъ позорную и пог
стыдную кончину. Великаго „ этотъ “ зачумленный человѣкъ, й этотъ
хвастунъ„этотъ гоэтъ“ ничего, не .сдѣлалъ, а занимался лишь
чародѣйствомъ, въ которомъ, однакоже, не . превосходилъ другихъ;*
Худаго;.и несправедливаго Онъ сдѣлалъ много, хотя Цельсъ и<не
можетъ сказать, что именно. Все, чтб разсказываютъ о Немъ еван-