Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
676 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. чрезъ два дня. умеръ въ темницѣ. Такіе примѣры столь сильно
повліяли й на тѣхъ, которые сначала поколебались и отпали, что
они вцовь стали исновѣдывать Христа. Такъ какъ между обви¬
ненными были римскіе граждане, то легатъ сначала обратился съ
запросомъ въ Римъ, и по повелѣнію императора такіе римскіе
граждане были умерщвлены мечемъ, между тѣмъ какъ другіе от¬
даны были на съѣденіе дикимъ звѣрямъ. Со всѣхъ сторонъ языч¬
ники стекались на это зрѣлище. Всѣ осужденные умирали съ
величайшею радостью и послѣ всѣхъ Вландина, которая, смотря
на мученическую смерть христіанъ, увѣщавала и укрѣпляла своихъ
братьевъ. Съ радостью и славословіемъ выступила она на арену
мученичества какъ будто бы она шла на брачный пиръ, а не на
смерть отъ дикихъ звѣрей. Окутанная сѣтью, она была подбро¬
шена дикому волу, который, подбросивъ ее нѣсколько разъ ро¬
гами въ воздухъ, умертвилъ ее. Сами язычники признавались,
что никакая еще женщина среди нихъ не терпѣла такъ, и хри¬
стіанская община прибавляетъ: „такъ прославился Господь въ
тѣхъ, которые казались слабыми и ничтожными въ глазахъ міра“.
Трупы мучениковъ были сожжены и пепелъ брошенъ въ Рону.
„Теперь мы посмотримъ, воскреснутъ ли они!“ насмѣхались
язычники. .Развернувшаяся здѣсь передъ нами картина есть лишь одна
изъ многихъ, которыми богато было это ужасное время. Напрасно
апологеты Мелитонъ, Мильтіадъ и Аѳинагоръ возвышали свой го¬
лосъ. Гоненіе происходило- по всему государству, будучи какбы
преддверіемъ позднѣйшихъ всеобщихъ гоненій. „Демонъ христіанъ,
торжествовалъ Цельсъ, изгоняется изъ каждой страны, и посвящен¬
ные ему скованными уводятся и привязываются къ столбу, и де¬
монъ этотъ, или, какъ ты говоришь, Сынъ Божій, не отмщаетъ за
себя". Цельсъ видѣлъ теперь исполненіе на христіанахъ изреченія од¬
ного жреца Аполлона: „поздно мелютъ мельницы боговъ", и на¬
смѣшливо указывалъ на то, какъ слова эти сбылись съ поклон¬
никами единаго Бога! „У однихъ (іудеевъ), вмѣсто того, чтобы
имъ сдѣлаться господами міра, не осталось ни клочка земли, ни
стадъ; 'изъ васъ же (христіанъ), хотя нѣкоторые еще и бродятъ
кое-гдѣ тайно, но ихъ ищутъ для наказанія смертью" 5І). При всемъ злорадствѣ объ уничтоженіи христіанъ у Цельса
однакоже, повидимому, оставалось тайное чувство, что это го¬
неніе не уничтожило и не уничтожитъ ихъ. Иначе почему бы
ему нападать на нихъ съ литературнымъ оружіемъ въ рукахъ?
Въ высшей степени вѣроятно, что въ этому именно времени от¬
носится знаменитое, или лучше сказать пресловутое сочиненіе,
которое онъ издалъ подъ заглавіемъ „Истинное слово". Хотя мы