Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ГОНЕНІЕ ІІРИ МАРКѢ АВРЕЛІѢ И' ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ЦОВѢДЫ. ШШ цѣль; но чтобы достигнуть этой цѣли, очевидно необходимо было
истребить, этихъ противоримсЕихъ людей. : іьау,'.’ •м И вотъ, Маркъ Аврелій издалъ рескриптъ49), который-далеко
а переступилъ за предѣлы Траяновыхъ установленій. Правда, мы не
знаемъ этого рескрипта въ его буквальномъ изложеніи, но апо¬
логетъ Мелитонъ называетъ его варварскимъ по жестокости. Если
■у въ , немъ и не предписывалось всеобщее гоненіе, то всетаки дѣ-
давшееся въ немъ постановленіе, что обвинители христіанъ должны
КУ были вступать во владѣніе ихъ имуществомъ,-въ дѣйствительности
у вызывало почти всеобщее гоненіе. Теперь обвиненія за обвине-
I ніями возбуждались не только со стороны частныхъ лицъ, жаждав-
г шихъ попользоваться, имуществами христіанъ, но и сами чиновъ
ники спѣшили заслужить эту Іудину мзду. То, чего не случалось до¬
селѣ, теперь начало совершаться повсюду; повсюду отыскивали
> христіанъ, приводили въ судъ, часто самымъ жестокимъ образомъ
і казнили ихъ и имущества ихъ отбирали. * Насколько это гоненіе было тяжелѣе всѣхъ прежнихъ, по-
- нятіе объ этомъ мы можемъ составить изъ чтенія одного письма,
въ которомъ общины Лугдунума (Ліона) и Вьенны разсказываютъ
исторію своихъ страданій *“). Народъ началъ съ того, что сталъ
поносить христіанъ, бросать въ нихъ камнями и грабить ихъ дома.
Затѣмъ схвачено было нѣсколько христіанъ, и, при посредствѣ
различныхъ пытокъ и мученій, старались добиться отъ нихъ при¬
знаній. Большинство оставались твердыми, но нѣкоторые отпали,
къ великой печали общины. Еще хуже было то, что рабы хри¬
стіанскихъ господъ объявляли на пыткѣ, что будто бы истинно все
то, чтб разсказывалось о мерзостяхъ, совершаемыхъ будто бы хри¬
стіанами втайнѣ. Такимъ образомъ въ рукахъ язычниковъ было
доказательство ихъ безбожія и нечестія, и ярости ихъ не было-
конца. Ужаснѣйшими пытками старались они теперь вымучивать
у христіанъ тоже самое признаніе. Цѣлый день были мучимы
они, пока не истомлялись мучители, но христіане оставались вѣр-
, ными своему исповѣданію. Одна нѣжная дѣвица, Бландина, на
всѣ вопросы отвѣчала только: „я христіанка! у насъ ничего не
дѣлается худаго", и повторяла эти слова все время, пока къ ней Ч
примѣнялись всевозможные виды пытки, и когда даже истекая
кровью, она едва переводила дыханіе. Одинъ мальчикъ, Понтикъ,
мужественно выдерживалъ всѣ пытки, не смотря на свою юность
; (ему -было только 15 лѣтъ). Его сестра стояла рядомъ съ нимъ
и убѣждала его сохранять вѣрность. Болѣе чѣмъ 90-лѣтній ста¬
рецъ, епископъ ліонскій, Потинъ, на вопросъ легата: „кто Богъ >
христіанъ?" далъ смѣлый отвѣтъ: „ты узнаешь Его, если ста- *
( іі лаещь достоинъ Его“.. Онъ подвергнутъ былъ такой пыткѣ,-что--