Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ГОНЕНІЕ ПРІПДРЕ®^ день - въ этомъ “, отвѣчалъ Іустинъ. Для префекта все это мШіог
звучать полнымъ безуміемъ. Ему казалось не стогощимъ болѣе за¬
ниматься съ такими людьми. „Чтобы не разсуждать долго* идите
• сюда и единодушно принесите жертву богамъсказалъ онъ. „Никто
изъ здравомыслящихъ не 'оставитъ истиннаго богопочитанія для
того, чтобы отпасть въ противноеотвѣчалъ христіанинъ. „Если
вы не окажете повиновенія, то будете безъ пощады подвергнуты
наказанію “, угрожалъ префектъ; но христіане съ радостнымъ ду¬
хомъ' отвѣчали: „дѣлай что хочешь, мы христіане, и не принесемъ
жертвы идоламъ". Тогда префектъ произнесъ приговоръ: „такъ
какъ они не хотятъ принести жертвы богамъ и оказать повино¬
венія повелѣніямъ императора, то они должны быть бичуемы и
казнены по законамъ". Со словами „слава Богу" двинулись му¬
ченики на судебную площадь, подвергнуты были тамъ бичеванію
и обезглавлены топоромъ. Мы должны принять во вниманіе, что болѣе подробныя свѣ¬
денія объ этомъ гоненіи мы имѣемъ лишь въ отношеніи такихъ
выдающихся личностей, какъ Поликарпъ и Іустинъ; но такъ какъ
есть не мало отдѣльныхъ указаній и на то, что за Господа-
страдали и многіе другіе, не оставившіе по себѣ памяти испо- ■
вѣдники, то отсюда явствуетъ, что положеніе христіанъ было до-*
вольно стѣсненнымъ уже въ первые годы царствованія Марка-
Аврелія. Но оно должно было еще болѣе ухудшиться. Чтб именно-
побудило императора въ первый разъ нарушить Траяновы уста’-
новленія, объ этомъ легко догадаться. Государственныя дѣла ста¬
новились все мрачнѣе. Правда, парѳяне были поражены, но по-
всему государству свирѣпствовали эпидемія и голодъ; война наі
Дунаѣ велась лишь съ перемѣннымъ счастьемъ и требовала чрезвы¬
чайно большихъ усилій. Что и римляне терпѣли тяжелыя пораже¬
нія, объ этомъ уже можно заключать изъ того, что позднѣе, по
окончаніи войны, языги возвратили 100,000 римскихъ плѣнныхъ.
Однажды дѣло доходило .до того, что самъ императоръ, со всею
арміею, почти взятъ былъ въ плѣнъ квадами. Спасеніе пришло
только по молитвѣ X легіона, состоявшаго почти исключитель¬
но изъ христіанъ. Когда все уже невидимому было потеряно,
христіане молились своему Богу. Тогда произошла страшная
гроза, дождь напоилъ страдавшій отъ жажды легіонъ, и при по¬
мощи молніи, грома и града, обрушившихся на враговъ, послѣд¬
ніе были побиты. Разсказъ этотъ, какимъ онъ существуетъ, есть
очевидно лишь простое сказаніе, такъ какъ можно показать, что
X легіонъ еще при Нервѣ и Траянѣ носилъ имя Фульмината,
полученное будто бы вслѣдствіе разсказаннаго событія; истори¬