Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРВЫЕ ДНИ • ХРИСТІАНСТВА. жт и многіе, особенно вокругъ императора. Долго подозрѣвавшаяся.,
часто преслѣдовавшаяся ранними императорами философія теперь
получила полное господство. Философъ возсѣдалъ на император¬
скомъ престолѣ, философы занимали высшія государственныя должно¬
сти, управляли провинціями. Для церкви это могло принести не
миръ, а только борьбу. . Но даже помимо личныхъ симпатій или антипатій, даже самыя'
политическія воззрѣнія и стремленія должны были дѣлать импера¬
тора врагомъ христіанства. Государство было для него все. „Цѣль *
разумныхъ существъ—говоритъ онъ—состоитъ въ подчиненіи себя
разуму, закону государства и государственному правительству*. „Что не приноситъ пользы рою пчелъ, то не приноситъ пользы и
пчелѣ “. Таковъ законъ вселенной. Принесеніе части въ жертву
цѣлому составляетъ законъ вселенной; такъ и въ государствѣ. Раз¬
рушающіе единеніе гражданъ въ глазахъ его—возмутители. По¬
этому онъ и въ христіанахъ могъ видѣть только возмутителей. О совѣсти отдѣльнаго лица и о томъ, чего она требуетъ, импера¬
торъ не имѣлъ никакого понятія. Онъ былъ римлянинъ. Воз¬
становленіе добродѣтели римлянъ, а чрезъ нее и римскаго госу¬
дарства было его основной мыслью. „Во всякій часъ помышляй і
о томъ, чтобы все, находящееся подъ руками, дѣлать такъ, какъ
подобаетъ римлянину!" восклицаетъ онъ самому себѣ. Въ виду
этого и христіанство для него есть только противоримское суевѣ¬
ріе, отъ котораго должно отдѣлаться, чтобы опять уступить мѣсто
истому римскому духу. . - * Въ первые годы царствованія Марка Аврелія положеніе хри¬
стіанъ оставалось еще прежнимъ. Траяновы предписанія объ от¬
ношеніи къ нимъ еще сохраняли свое значеніе, и только различ-
ныя несчастья, постигавшія государство, сильнѣе поджигали фа¬
натизмъ язычниковъ, и чиновники оказывали менѣе противодѣйствія ]
требованіямъ черни. Особенно сильно возгорѣлось преслѣдованіе
въ Малой Азіи. Въ ней потерпѣлъ мученическую смерть и по¬
слѣдній ученикъ апостоловъ, св. Поликарпъ. Проконсулъ, уступая
воплямъ черни, уже приказалъ предать мученической смерти нѣ¬
сколькихъ христіанъ, побросать ихъ дикимъ звѣрямъ или сжечь на
кострѣ; но собравшійся въ амфитеатрѣ народъ потребовалъ и смерти
Поликарпа. „Долой безбожниковъ! пусть будетъ найденъ Поли- ;
карпъ!" съ такими криками обращались они къ проконсулу.'По¬
ликарпъ въ это время удалился въ одно помѣстье по близости
города, и когда его искали тамъ, то онъ еще разъ удалился въ
другое помѣстье; однакоже были схвачены два раба, изъ кото¬
рыхъ одинъ на пыткѣ выдалъ мѣстопребываніе епископа. Когда
солдаты, посланные взять его,' приблизились къ помѣстью, Поли-