Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ГОНЕНІЕ ПРИ МАРКѢ АВРЕЛІѢ И ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ПОБѢДЫ. 6Ш# нещъ излюбленнаго тогда возрожденія. Древность 'была въ большой?
модѣ. Энній цѣнился выше Вергилія; слогъ Катона предпочитался'
слогу Цицерона. Фронтонъ былъ риторъ. Онъ имѣлъ больше словъ;!
чѣмъ; идей. Форма у него отдѣлывалась до тщательности; Чѣм®>
меньше можно было сказать, тѣмъ больше декламировали. Впро-;
чемъ, Фронтонъ былъ совершенно приличный человѣкъ, гуманный?
услужливый, вѣрный своимъ друзьямъ и въ несчастій-,, человѣкъ
не безъ, чувства, насколько допускала его риторика. Онъ не былъ
человѣкомъ увлеченія; съ извѣстнымъ спокойствіемъ и холодностью
онъ держался вѣры въ боговъ, въ провидѣніе, въ блаженную:
жизнь по смерти. Но особенно выдавалось у него гордое • самосо¬
знаніе стоика. Уже будучи въ преклонныхъ лѣтахъ и въ болѣзни,
глубоко опечаленный смертью своей жены, убитый потерею пяте¬
рыхъ дѣтей, онъ всетаки писалъ • такія строки: „что меня утѣ?,
шаетъ, это то, что моя жизнь близится жъ концу, близится къ
своей цѣли. Если придетъ смерть, то я свободно открою мою со¬
вѣсть и засвидѣтельствую, что въ теченіе своей жизни я не сдѣ¬
лалъ ничего такого, за что бы я долженъ былъ краснѣть, или за
что можно бы было сдѣлать мнѣ упрекъ, какъ за какой либо по¬
рокъ или постыдное дѣло. Во мнѣ. нельзя было найти ни одной
черты алчности или невѣрности? но напротивъ были безчисленные
подвига щедрости, преданности, вѣрности и мужества часто съ.
опасностью для жизни. Я жилъ во внутреннѣйшемъ единеніи съ
лучшими изъ братьевъ. Почестей, которыхъ я достигъ, я не до?
бивался худыми путями. Заботливость о моей душѣ я предпочи¬
талъ тѣлу, и попеченіе о наукахъ—достиженію своихъ интересовъ.
Я предпочиталъ быть бѣднымъ, чѣмъ расчитывать на помощь дру¬
гихъ; предпочиталъ терпѣть недостатокъ, чѣмъ нищенствовать. Я не
распоряжался излишнимъ расточительно, нѣсколько разъ бывалъ я
въ нуждѣ. Я добросовѣстно искалъ Истины и слушалъ ее съ ра¬
достью. Я предпочиталъ лучше быть забытымъ, чѣмъ быть льсте¬
цомъ; лучше молчать, чѣмъ выставлять себя; лучше быть забро¬
шеннымъ другомъ, чѣмъ ревностнымъ клевретомъ. Я дѣлалъ мало
домогательствъ, и пріобрѣлъ себѣ ,не мало заслугъ. Я ревностно
помогалъ тѣмъ, которые заслуживали, и безъ замедленія тѣмъ, ко¬
торые не заслуживали, и малая благодарность, которую я нахо¬
дилъ, не препятствовала мнѣ дѣлать другимъ столько добра, сколько
я могъ*. Человѣку, который въ концѣ своей жизни, дѣлалъ та¬
кую исповѣдь, конечно, евангеліе о Спасителѣ грѣшниковъ должно
было казаться совершенно непонятнымъ словомъ. Онъ не нуждайся
ни въ какомъ Спасителѣ, и гдѣ только онъ находилъ Его? доло¬
женъ былъ выступать противъ Него съ враждою. Фронтона, одна?
коже былъ только типомъ своего времени. - Подобно ему .думали: