Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
СУДЕБНОЕ ПРЕСЛѢДОВАНІЕ ХРИСТІАНЪ ПРИ ТРАЯНѢ. 665 уже представлялъ себѣ возможность того, что они восторжествуютъ,
и затѣмъ уже ясно представляетъ себѣ страшную катастрофу, въ
которой должно погибнуть римское государство. Барвары побѣ¬
дятъ оставшагося одинокимъ императора и достигнутъ господства,
и тогда ничего не останется ни отъ христіанскаго богослуженія,
ни отъ истинной мудрости44). Эта возникавшая въ самомъ языче¬
ствѣ озабоченность, это темное предчувствіе подпасть знамени но¬
вой религіозной силы было между прочимъ и тѣмъ, что сильнѣе
всего возбуждало ярость народа противъ христіанъ. Великія не¬
счастья посѣщали государство при Маркѣ Авреліѣ. На востокѣ
парѳяне опустошили границы. Когда удалось ихъ отбросить и
даже опять завоевать потерянную Адріаномъ Месопотамію, то
войско принесло съ востока страшную эпидемію, которая проне¬
слась по всему государству, похитила безчисленныя жертвы и опу¬
стошила цѣлые округи. Къ этому присоединился не менѣе страш¬
ный голодъ, и когда сила и мужество народа уже были ослаб¬
лены этими двумя страшными бичами, въ дунайскихъ провинціяхъ
возгорѣлась Маркоманская война, одна изъ самыхъ тяжелыхъ
войнъ, какія только приходилось вести Риму. Это были первыя
волны великаго переселенія народовъ, которыя, неся съ собою бѣд¬
ствія и разрушенія, надвигались на границы государства. Въ это
время нужды язычники искали помощи отъ своихъ боговъ; самъ им¬
ператоръ приказывалъ дѣлать умилостивленія и приносить жертвы.
Фанатически возбужденный народъ видѣлъ въ этихъ несчастіяхъ
гнѣвъ боговъ, и этотъ гнѣвъ должны были искупить христіане.
Ревностнѣе чѣмъ когда либо распространялись слухи о мерзо¬
стяхъ, совершаемыхъ христіанами, слухи, которые по мѣстамъ
находили кажущееся подтвержденіе въ вымученныхъ пыткою при¬
знаніяхъ и которые даже у такого человѣка, какъ Фройтонъ, со¬
ставляли главный предметъ жалобы. Чтобы утишить гнѣвъ боговъ,
необходимо было во что бы то ни стало истребить такихъ нече¬
стивыхъ людей. Въ противовѣсъ этому христіане обращались къ справедливо¬
сти императора. То, чего они просятъ и требуютъ, не есть соб¬
ственно признаніе ихъ, не есть еще полная свобода религіи. Эта
мысль лежитъ еще на второмъ планѣ и впервые выступаетъ явно
только у апологетовъ третьяго столѣтія. Они просятъ только того,
чтобы справедливость императора положила конецъ несправедли¬
вымъ гоненіямъ и предразсудкамъ. „Отъ имени несправедливо не¬
навидимыхъ и гонимыхъ, передаю я, Іустинъ, одинъ изъ нихъ,
эту рѣчь и челобитную. Вы слышите, какъ васъ повсюду назы¬
ваютъ благочестивыми и философами, хранителями справедливо^
оти и любителями ученія. Но если вы дѣйствительно таковы, то