Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
СУДЕБНОЕ ПРЕСЛѢДОВАНІЕ ХРИСТІАНЪ ПРИ ТРАЯНѢ. 66.3 съ другими, говоритъ онъ въ одномъ изъ своихъ „Монологовъ",
то имѣемъ общій съ другими и умъ, который дѣлаетъ насъ
разумными существами. Если общи эти способности, то общій, у
насъ также и разумъ, который научаетъ, что дѣлать и допускать,
и тогда мы имѣемъ также и общій законъ. Но если такъ, то мы
всѣ между собою сограждане, и весь міръ есть какбы одно госу¬
дарство Мало, по малу и свободный трудъ начиналъ получать больше
простора и пріобрѣтать больше почета. Этому именно содѣйство¬
вали корпораціи ремесленниковъ, которыя со времени Александра
Севера и Каракаллы пользовались полною свободою и скоро до¬
стигли высокаго процвѣтанія. И въ этой области законодательство
дѣлается также великодушнѣе и человѣчнѣе. Все это уже не было болѣе античнымъ. Это были первыя
вѣянія новаго міра, новаго общественнаго порядка, который мы
ощущаемъ въ нихъ. Но въ какой степени это развитіе уже нахо¬
дилось подъ вліяніемъ христіанскаго духа, это столь же интерес¬
ный, какъ и трудный вопросъ. Нѣкоторые историки предполагаютъ,
что въ этомъ все ощутительнѣе становившемся переворотѣ можно
видѣть уже плоды христіанства 43). Все это они приписываютъ
вліянію христіанской церкви, сплетая изъ этихъ явленій славный
вѣнецъ на ея голову. Но если бы церковь уже тогда имѣла столь
глубоко захватывающее вліяніе на жизнь языческаго міра,, на рим¬
ское законодательство, то было бы въ дѣйствительности непо¬
нятно, почему полное превращеніе языческаго государства въ хри¬
стіанское совершалось такъ .медленно. Особенно замѣчательно то,
что сами христіане того, времени смотрѣли на дѣло иначе. Изло¬
женныя выше гуманныя реформы, внутри язычества не ускользнули
отъ воркаго глаза Тертулліана; онъ упоминаетъ о нихъ въ своей
„Апологетикѣ", но не съ цѣлью доказать изъ этого вліяніе хри¬
стіанства, но, предполагая ихъ самостоятельность въ язычествѣ,
пользуется этими явленіями лишь для доказательства, что и въ
естественномъ развитіи есть стремленіе къ христіанству, что, по его
выраженію, „душа по природѣ христіанка". Если прибавить къ
этому, что весь этотъ переворотъ языческихъ воззрѣній начался уже
гораздо раньше, чѣмъ вообще можно было думать о вліяніи хри- -
- стіанскаго духа, такъ какъ его можно прослѣдить до самаго
времени Августа; если имѣть въ виду, что источникъ его можно
ясно видѣть въ господствовавшей въ то время въ обширнѣйшихъ
кругахъ стоической философіи, то этимъ уже будетъ показано, что
между этими гуманными реформами и христіанскимъ обновленіемъ
было еще великое различіе. Авъ такомъ случаѣ не остается никакого
сомнѣнія ,и въ томъ, какъ смотрѣть на излагаемыя явленія. Мы