Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
СУДЕБНОЕ ПРЕСЛѢДОВАНІЕ ХРИСТІАНЪ ПРИ ТРАЯНѢ. а также должны были воспитываться два ребенка. Юноши йолу-
«али это пособіе до восьмнадцатнлѣтняго возраста, въ каковомъ
году они могли вступать въ легіоны; а дѣвочки до четырнадца-
тилѣтняго возраста. Адріанъ и Антонины еще болѣе увеличили
эти учрежденія. Коммодъ и Пертинаксъ уничтожили ихъ, а Але¬
ксандръ Северъ опять возстановилъ ихъ. Конечно, эти учрежденія
имѣли и политическую сторону, какъ это видно изъ того, что
число вспомоществуемыхъ дѣтей было такъ значительно. Тутъ
имѣлось въ виду намѣреніе выростить для войска здоровое поко¬
лѣніе. „Выкормленные тобою, они поступаютъ на твое жалованье
и наполняютъ твой лагерь*, восхваляетъ Плиній въ своемъ пане¬
гирикѣ Траяна а4). Но учрежденіе это уже не было просто поли¬
тическимъ, и въ немъ нельзя не замѣтить вліянія гуманности. Когда
Антонинъ лишился своей жены Фаустины, то онъ не нашелъ возмож¬
нымъ ничѣмъ лучше почтить ея память, какъ основаніемъ заведенія
для воспитанія бѣдныхъ дѣвочекъ (риеііае Б'аизііпіапае). Подобное же
заведеніе основалъ Александръ Северъ въ честь своей матери Маммеи
(риегі Маттаеапі) а5). Подобныя же заведенія теперь устроились и ча¬
стными лицами. Плиній напр. жертвовалъ подобному заведенію въ
Комѣ ежегодно 30,000 сестерційзв). Въ Террацинѣ одна богатая
дама содержала 100 бѣдныхъ дѣтей и пожертвовала для этой
цѣли 1,000,000 сестерцій (48,000 рублей) т). Все это для антич¬
наго міра было совершенно новымъ явленіемъ, и что Духовная
атмосфера начинала становиться совершенно иною, на это особен¬
но ясно указываетъ одинъ барельефъ на Траяновой колоннѣ, кото¬
рый представляетъ императора раздающимъ дары бѣднымъ дѣтямъ. Вообще отселѣ мы находимъ болѣе слѣдовъ дѣлъ милосердія
и любви и у язычниковъ. Плиній подарилъ своей мамкѣ имѣніе,
которое стоило ему 100,000 сестерцій (4,800 рублей). Онъ по¬
хоронилъ дочь своего друга *8), жертвовалъ городамъ, съ к’оторы&и
находился въ связи, библіотеки, чтб онъ считалъ лучите, чѣмъ
устроеніе гладіаторскихъ игръ, или основывалъ для нихъ школы
О благотворительности упоминается даже и на надписяхъ. Одинъ
торговецъ священными травами (аготаіагіиз) въ маленькомъ итальян¬
скомъ городѣ завѣщалъ городу 300 горшковъ съ различными тра¬
вами и 6,000 сестерцій, чтобы бѣднымъ безвозмездно раздавались
лекарства, и на одной надгробной надписи мы читаемъ слова:
сдѣлай добро, которое ты получишь опять" 40). Что вирочемъ это
настроеніе было еще слишкомъ далекимъ отъ того, чтобы сдѣ¬
латься .всеобщимъ, это можно видѣть изъ случайнаго замѣчанія
Плинія, гдѣ онъ всѣ упомянутыя дѣла называетъ „полезными, >йв
не очень популярными". Народъ очевидно болѣе любилъ еще игры
Гладіаторовъ.