Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
СУДЕБНОЕ ПРЕСЛѢДОВАНІЕ ХРИСТІАНЪ ПРИ ТРАЯНѢ. 6$91 было замѣтить. Даже нѣсколько десятковъ лѣтъ спустя во-врё*
мена Тертулліана городъ все еще носилъ свою старую языческую
физіономію, изображенія идоловъ были видны повсюду, на плоіцй-
дяхъ и улицахъ, въ лавкахъ и домахъ. Но это внѣшнее христіа-
низированіе могло наступить только тогда, когда христіанство сдѣ¬
лалось господствующей силой. Напротивъ, мы уже и теперь на-!
талкиваемся въ языческомъ мірѣ на рядъ явленій, которыя чужды
духу античнаго язычества, и напротивъ поразительно сходны съ
духомъ христіанства. Представимъ себѣ прежде всего слѣдующее въ высшей сте¬
пени интересное явленіе. Для античнаго духа отдѣльный человѣкъ
не составлялъ самоцѣли, но служилъ только средствомъ для осу¬
ществленія идеи, именно идеи государства. Поэтому онъ имѣлъ
значеніе лишь настолько, насколько онъ соотвѣтствовалъ этой идеѣ.
Самъ по себѣ онъ ничто, но получалъ какое либо значеніе лишь
но своему земному назначенію. Поэтому женщина была ничто,
дитя—ничто, рабъ—ничто, такъ какъ они ничего не давали для
идеи государства. Только гражданинъ составлялъ нѣчто, только онъ
имѣлъ извѣстныя права. Въ христіанствѣ напротивъ каждый человѣкъ,
какъ человѣкъ, и совершенно независимо отъ своего особаго зем¬
наго назначенія, уже составлялъ нѣчто. Святый Духъ хотѣлъ спа¬
сенія всякой отдѣльной душѣ. Во всякомъ случаѣ и Онъ созда¬
валъ царство, царство Божіе, но какъ царство освященныхъ и
блаженныхъ лицъ. Храмъ, создававшійся Духомъ Святымъ, состоялъ
изъ живыхъ камней, и каждая отдѣльная душа опять была сама
по себѣ храмомъ. Каждый отдѣльный человѣкъ составлялъ само¬
цѣль въ общей цѣли царства Божія. Это именно явленіе и имѣемъ
мы въ виду, такъ какъ въ этомъ именно пунктѣ язычество ближе
всего подходило къ христіанству; въ противоположность истому и
цѣльному духу античнаго язычества уже и въ языческомъ мі¬
росозерцаніи личность получала болѣе и болѣе правъ, человѣкъ
начиналъ и тамъ цѣниться какъ человѣкъ. Затѣмъ положеніе женщины. Права женщинъ замѣтно высту¬
пали сильнѣе какъ въ области брачнаго и имущественнаго права,
такъ и въ другихъ отношеніяхъ. Теперь уже и жена могла тре¬
бовать развода съ мужемъ вслѣдствіе его прелюбодѣянія, а не
мужъ только, какъ это было прежде. Еще яснѣе этотъ совершаю¬
щійся переворотъ замѣтенъ былъ въ отношеніи къ дѣтямъ. Рим¬
лянинъ стараго закала выказывалъ мало любви и нѣжности по от¬
ношенію къ своимъ дѣтямъ. „Если дитя умираетъ малымъ, то утѣ¬
шаются скоро; если оно умираетъ въ колыбели, то и совсѣмъ не
печалятся о немъ“, говоритъ въ одномъ мѣстѣ Цицеронъ, и когда
умеръ ребенокъ у его дочери, то онъ говорилъ объ этомъ очень