Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
не имѣемъ въ этомъ отношеніи никакихъ данныхъ. Самъ Цельсъ,
во времена котораго уже существовалъ цѣлый рядъ апологетиче¬
скихъ сочиненій, обращаетъ на нихъ столь мало вниманія, что
едвали можно даже сказать, что онъ . читалъ ихъ. Но ясно, что
уже нельзя было болѣе игнорировать религію, которая съ такою
силою выступала на боевое поле. Всякое игнорированіе было уже
невозможно. Если еще въ первой половинѣ этого столѣтія образо¬
ванные язычники считали ниже своего достоинства заниматься
этимъ варварскимъ, по ихъ мнѣнію, суевѣріемъ, то теперь было
уже не то. Въ Римѣ спорилъ съ Іустиномъ о христіанской вѣрѣ
философъ Кресцентій, но конечно лишь для того, чтобы, будучи не
въ силахъ опровергнуть ее на разумныхъ основаніяхъ, тотчасъ же
сдѣлать доносъ и опровергнуть своего противника смертнымъ при¬
говоромъ судьи. Риторъ Фронтонъ, учитель императора Марка
Аврелія, одинъ изъ знаменитыхъ людей своего времени, стоявшій
выше всѣхъ своихъ современниковъ, учитель краснорѣчія, съ Ци¬
церономъ спорившій о первенствѣ считалъ нужнымъ примѣнить
свое искусство также къ нападенію на христіанство. Это было
первое языческое полемическое сочиненіе, о которомъ мы слы¬
шимъ, но за которымъ вскорѣ послѣдовало гораздо болѣе объеми¬
стое, на дѣйствительномъ изученіи христіанства основанное со¬
чиненіе Цельса. Лукіанъ, пользовавшійся обширною извѣстностью
среди читателей насмѣшникъ, насмѣхался также надъ христіанами,
и самъ императоръ не могъ при случаѣ не упоминать о немъ въ
своихъ »Монологахъ*. Если приговоры всѣхъ ихъ и неблаго¬
пріятны, а частью даже проникнуты сильною ненавистью, то все-
таки они свидѣтельствуютъ, что христіанство начинало становиться
ощутильною силою и въ духовной жизни того времени. Христіанскія общины при всей полнотѣ ихъ жизни, при энер¬
гіи своей вѣры и любви, не могли существовать въ языческомъ
мірѣ безъ того, чтобы не оказывать какого нибудь вліянія и на
внѣшній міръ, на жизнь и на воззрѣнія окружавшихъ ихъ языч¬
никовъ. Около всякой общины образовывалась, такъ сказать, хри¬
стіанская атмосфера, которая глубже и глубже проникала въ язы¬
ческую атмосферу, такъ что уже и тогда мало по малу всѣ на¬
чали дышать христіанскимъ воздухомъ. Но хотя этотъ процессъ
естествененъ самъ по себѣ, однакоже трудно, даже почти невоз¬
можно, покрайней мѣрѣ для того времени* въ которому во вся¬
комъ случаѣ относится его начало, показать или даже сказать,
какіе онъ дѣлалъ успѣхи. Онъ имѣетъ слишкомъ духовный ха¬
рактеръ, чтобы измѣрять его, или чтобы можно было утверждать,
что та или другая перемѣна въ языческомъ мірѣ совершалась уже
подъ вліяніемъ христіанства. Совнѣ вообще еще ничего нельзя Вій ' .А-'*-