Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. Моего страданія; но пусть созерцаніе, теперь начавшееся, пре¬
бываетъ пока Я прійду, чтобы усовершенствоваться къ Моему
пришествію “)• Одинъ апостолъ есть служитель дѣйствія, служе¬
ніе котораго завершается мученичествомъ смерти; другой есть слу¬
житель мысли и ученія, служеніе котораго усовершенствовалось
въ мученичествѣ жизни. Имя ап. Іоанна только однажды встрѣчается въ посланіяхъ
ап. Павла. Быть можетъ въ ранніе годы бурнаго служенія ап.
Павла, эти два апостола никогда не сближались между собою.
Они были отчуждены другъ отъ друга отчасти воспоминаніями
„великаго гоненія"52), самымъ яростнымъ дѣятелемъ котораго былъ
Савлъ и въ которомъ Іоаннъ могъ потерять многихъ друзей. Еще
болѣе они могли быть раздѣлены глубоко укоренившимися разли¬
чіями въ характерѣ. Ап. Іоаннъ, какъ мы сказали, отнюдь не былъ
женственный піетистъ, какимъ онъ изображается на картинахъ Ти¬
ціана или Рафаэля. Мы видѣли, что въ немъ пробивался источ¬
никъ самой неукротимой энергіи. Однакоже, насколько мы мо¬
жемъ судить, эта внутренняя энергія не часто или не легко воз¬
буждалась въ немъ. Писать такъ, какъ писалъ ап. Іоаннъ, могъ
только человѣкъ, который думалъ долго и глубоко въ своей жизни;
и то легкое участіе, которое, по свидѣтельству Новаго Завѣта, онъ
принималъ въ исторіи церкви въ теченіе первыхъ 25 лѣтъ ея су¬
ществованія, показываетъ, что онъ былъ или всецѣло поглощенъ
попеченіями о пресв. Дѣвѣ Маріи, или жилъ жизнью размыш¬
ленія и благочестія. Такой образъ жизни былъ почти необходимъ
вслѣдствіе атмосферы гоненія, которою постоянно дышала церковь
Іерусалима. Но ап. Іоаннъ естественно имѣлъ наклонность къ
спокойной и созерцательной жизни. Люди весьма противополож¬
ныхъ темпераментовъ не легко сходятся между собою, и въ почти
лихорадочной энергіи апостола язычниковъ было много такого,
что не могло сразу пріобрѣсть симпатіи возлюбленнаго ученика.
Кромѣ того просвѣтъ, который даетъ намъ возможность. видѣть
жизнь Іоанна, показываетъ, что онъ былъ еще преданъ внѣшней
жизни іудейской системы. Онъ ежедневно молился въ храмѣ въ
назначенные часы молитвы, и помнилъ даже до послѣднихъ дней
своей жизни (хотя все съ болѣе расширяющимся горизонтомъ и
все болѣе углубляющимся проникновеніемъ въ значеніе этихъ словъ),
что спасеніе было отъ іудеевъ. Поэтому тотъ, кто любилъ миръ,
какъ любилъ его онъ; тотъ, который только опытомъ могъ быть
подготовленъ къ безконечному развитію, которому подлежала
церковь съ самаго перваго ея состоянія въ Галилеѣ; тотъ,
который,' какъ мистикъ, жилъ во всепоглощающемъ осуществле¬
ніи «божественной идеи,—навѣрно держался поодаль отъ шумныхъ