Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
СУДЕБНОЕ ПРЕСЛѢДОВАНІЕ ХРИСТГАНПИ ТРАЯНѢ. 655 Христіане, очевидно, еще не были пока столь многочисленны; Ихъ-,
число въ различныхъ странахъ могло быть весьма различнымъ,< На-,
востокѣ несомнѣнно церковь распространялась быстрѣе, чѣмъ :на> за¬
падѣ. Въ это время въ восточной Сиріи она сдѣлалась уже почти на¬
родною церковью. Тамъ христіанство въ первый разъ достигаетъ пре¬
стола при Авгарѣ баръ-Ману (152—187 гг.), монеты котораго
впервые носятъ знаменіе креста.Что христіане въ другихъ мѣстахъ, и
чѣмъ далѣе на западъ, тѣмъ болѣе, все еще составляли рѣши¬
тельно меньшинство, объ этомъ нечего и говорить. Но такою малою
презираемою горстью изъ. низшихъ необразованныхъ сословій, какъ
это было въ началѣ этого столѣтія, они уже не были больше. Они
уже считали своими членами людей именитыхъ, богатыхъ и научно¬
образованныхъ. Уже при Адріанѣ къ нимъ перешли Аристидъ и
Квадратъ въ своихъ философскихъ мантіяхъ; затѣмъ Іустинъ, ко¬
торый изучалъ во всѣхъ школахъ языческую философію; риторъ
Мильтіадъ; адвокатъ Минуцій Феликсъ въ Римѣ; ученый и красно¬
рѣчивый Аѳинагоръ, и знаменитый въ научномъ отношеніи стоикъ
Пантенъ въ Александріи. Борьба съ язычествомъ началась теперь
и въ литературѣ. Если доселѣ христіанство болѣе распространя¬
лось втиши; если его послѣдователи составляли, какъ издѣва¬
лись язычники „нѣмой, только за угломъ болтливый, народъ"; если
защита производилась только молча и терпѣливо, то теперь вы¬
ступали въ защиту его люди, получившіе образованіе въ класси¬
ческой наукѣ, и выступали не только съ простымъ краснорѣчіемъ,
но и съ сочиненіями. Первые апологетическіе опыты относятся
ко времени Адріана; изъ временъ Антонина мы уже обладаемъ
богатою апологетическою литературою, которая показываетъ, какіе
шаги сдѣлало въ этомъ отношеніи христіанство. Къ благочести¬
вому императору Антонину и къ его любящему истину усынов¬
ленному имъ сыну Марку Аврелію обращался Іустинъ Философъ
съ требованіемъ справедливости отъ благочестія и любви къ истинѣ
этихъ властелиновъ для „неправедно ненавидимыхъ и гонимыхъ*.
Къ сенату и ко всему народу римскому онъ обращается во второй
своей апологіи съ беззавѣтною откровенностью, хотя и зналъ и пред¬
сказывалъ, что защита этого праваго дѣла могла навлечь на него
смерть. Другіе, какъ Аѳинагоръ, обращались также къ импера¬
тору, или также непосредственно (такъ какъ и апологіи, обра¬
щенныя къ властелинамъ, въ тоже время предназначались для
болѣе обширныхъ круговъ) къ публикѣ, какъ Ѳеофилъ антіохій¬
скій въ своемъ сочиненіи къ Автолику и Минуцію Феликсу,—
первому, который на латинскомъ языкѣ въ прекрасномъ разговорѣ.-
Октавія защищалъ христіанство 2в). Если тѣ болѣе имѣли въ виду
склонить на свою сторону правителей и государство, то этиѵ по--