Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
654 * > первые дни христіанства! какъ возрастало число христіанъ, возростала и ярость народа, и даже
благонамѣреннымъ стараніямъ отдѣльныхъ намѣстниковъ и самихъ
императоровъ не всегда удавалось сдерживать преслѣдованіе строго
въ предѣлахъ судопроизводства. Отъ императора Адріана мы
имѣемъ- одинъ рескриптъ къ проконсулу Азіи, въ которомъ онъ
касается мятежныхъ гоненій противъ христіанъ и ставитъ въ обя¬
занность правильное судопроизводство. Если жители провинцій жа
ловились на' христіанъ, то они сами должны являться предъ три¬
буналомъ и доказывать свое обвиненіе; что же касается простыхъ
просьбъ и народнаго вопля, то проконсулъ не долженъ уступать
имъ, чтобы не наказывать невинныхъ и не давать обвинителямъ
повода къ вымогательствамъ 2В). Такъ и дѣйствовали добросовѣ¬
стные’ намѣстники. Веспроній Кандидъ отпустилъ одного христіанина
на свободу съ замѣчаніемъ, что незаконно уступать воплю черни.
Другой, Пудентъ, поступилъ такимъ же образомъ, когда онъ изъ
присланнаго ему протокола увидѣлъ, что на обвиняемаго сдѣлано
было нападеніе съ яростными угрозами, и объявилъ, что, не имѣя
опредѣленнаго обвинителя, онъ не можетъ по законамъ подвергать
человѣка суду. Но уже Антонинъ Пій долженъ былъ издавать новые по¬
добные рескрипты. Именно въ Греціи поднялось сильное гоненіе, въ
которомъ погибъ Публій, епископъ аѳинскій, и туда, въ Ларису и
Ѳессаілонику, Императоръ отправилъ рескрипты, въ которыхъ запре¬
щалъ при судопроизводствѣ противъ христіанъ допускать какія либо
новшества, такъ какъ начальство должно строго держаться установ¬
леннаго Троянойъ порядка *е). Въ общемъ это еще могло быть такъ при
Антойинѣ Шѣ. Управленіе этого императора было мирное и счастли¬
вое, и' поэтому не представлялось особыхъ поводовъ для возбужденія
народной ярости. Иначе это было при Маркѣ Авреліѣ. Вѣрно ска¬
зано, что при Антонинахъ потокъ римской исторіи все еще ка¬
зался тихимъ, мирнымъ озеромъ, которое однакоже затѣмъ круто
устремляется къ пропасти. И при Маркѣ Авреліѣ мы уже явно чув¬
ствуемъ, что воды его начинаютъ стремиться быстро. Мы стоимъ *
на томъ рубежѣ въ римской исторіи, который обозначаетъ собою
и рубежъ въ борьбѣ христіанства. Если мы представимъ себѣ положеніе христіанства, то сразу же ’,
увидимъ, какіе сдѣлало оно успѣхи. Правда, даже для приблизителъ- і
наго опредѣленія количества христіанъ у насъ не имѣется никакихъ
данныхъ. Заяйленія, въ родѣ свидѣтельства Тертулліана, что хри¬
стіане одной провинціи многочисленнѣе всѣхъ римскихъ армій (чтб
длй всего государства составило бы до девяти милліоновъ), или’что въ ( Карѳагенѣ нужно бы подвергать казни одного жителя изъ десяти,
еслибы захотѣли наказать тамъ всѣхъ христіанъ2’),—такія1 свидѣ¬
тельства1,' какъ ^риторическія выраженія, не имѣютъ никакого значенія. --— . ......