Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
СУДЕБНОЕ ПРЕСЛѢДОВАНІЕ ХРИСТІАНЪ ПРИ ТРАЯНѢ. 6&В болѣе строгихъ намѣстниковъ, то вслѣдствіе ярости народа; то ,бо^
лѣе въ твердыхъ и узаконенныхъ формахъ судопроизводства, то
такъ, что на него имѣло значительное вліяніе бурная настой¬
чивость черни. При этомъ нельзя было не видѣть двоякаго обстоятельства. Прежде
всего было видно, что гоненіе не въ состояніи было задержать возро-
станія церкви. Если оно и устрашало отдѣльныхъ лицъ, если по¬
средствомъ его удавалось отрывать отъ христіанства нѣсколькихъ
немощныхъ лицъ, то въ общемъ христіане, по выраженію Тер¬
тулліана, оказывались всегда „готовымъ къ смерти народомъ*. Изъ
выдающихся личностей, потерпѣвшихъ мученическую смерть въ это
время, упоминаются при Траянѣ Симеонъ епископъ іерусалимскій,
и Игнатій, епископъ антіохійскій. Первый былъ даже родствен¬
никомъ Іисуса Христа, сыномъ Маріи, жены Клеоповой (Іоан,
хіх, 25), и онъ умеръ на крестѣ 120 лѣтъ отъ роду, а послѣд¬
ній былъ отправленъ въ Римъ, чтобы тамъ быть брошеннымъ на
съѣденіе дикимъ звѣрямъ. При Адріанѣ упоминается также нѣ¬
сколько мучениковъ. Мрачный духъ, который послѣ безмятежной
жизни овладѣлъ императоромъ и привелъ его въ послѣдніе годы
его жизни къ жестокостямъ, иногда приводилъ его къ отдѣль¬
нымъ актамъ гоненія, хотя вообще онъ невидимому былъ равно¬
душенъ къ христіанамъ, которые казались ему стольже смѣшными
и глупыми, какъ и другіе сумасброды. При немъ впервые, насколько
мы знаемъ, умеръ римскій епископъ, именно Телесфоръ, потерпѣвъ
мученическую кончину 22). Разсказывается и о мученичествѣ матери,
напоминающей мать Маккавеевъ. Она называлась Симфороза. Мужъ
ея Гетулій и братъ ея Аматій были уже казнены, и ей съ ея семью
сыновьями предоставлено было на выборъ или принести жертву,
или умереть. Она осталась твердою и отвѣчала: „ты думаешь об¬
ратить меня страхами, между тѣмъ какъ я питаю единственное же¬
ланіе упокоиться въ мирѣ съ моимъ мужемъ Гетуліемъ, котораго
ты умертвилъ ради имени Христа". Она была утоплена, и за¬
тѣмъ всѣ ея семь сыновей, одинъ за другимъ, были умерщвлены раз¬
личнымъ образомъ 2*). Въ Азіи проконсулъ Аррій Антонинъ (впо¬
слѣдствіи императоръ Антонинъ Пій) уже осудилъ многихъ хри¬
стіанъ. Но вотъ однажды христіане явились предъ его трибуна¬
ломъ такою толпою, что онъ видѣлъ полную невозможность наказать
ихъ всѣхъ. Онъ схватилъ лишь нѣкоторыхъ, а другихъ отпустилъ
съ словами: „вы жалкіе! если вы хотите умереть, то для этого
есть пропасти и веревки" 24). И при Антонинѣ Піѣ христіане по
мѣстамъ терпѣли гоненія. Затѣмъ кажется яснымъ, что судебное преслѣдованіе хри¬
стіанъ всегда оказывалось мало дѣйствительнымъ. По мѣрѣ того,