Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
652 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. наго положенія христіанъ, уже самъ по себѣ былъ тяжелъ для
нихъ. Правда, массовыхъ казней не случалось. То, чтб разсказы¬
вается объ этомъ гоненіи въ позднѣйшихъ сказаніяхъ, не имѣетъ
особенной достовѣрности. Мы имѣемъ даже причину полагать,
что число тѣхъ, которые умерли въ эти времена за вѣру, было
сравнительно небольшимъ. Но мечъ висѣлъ, такъ сказать, надъ ихъ
головою въ каждый моментъ. Христіане не могли скрывать своей вѣры
безъ отрицанія ея. Каждый шагъ требовалъ исповѣданія, и изъ
каждаго исповѣданія могло возникнуть для нихъ обвиненіе. Стоило
только найтись человѣку, который изъ религіозной ревности, или
мзъ частной мести, указывалъ на нихъ, и они могли быть под¬
вергнуты суду. Разсказываются примѣры, что отношеніе христіанъ
къ изображеніямъ боговъ или поведеніе ихъ при общественныхъ
празднествахъ давали поводъ къ обвиненію; что рабочіе обвиняли
своихъ сотоварищей, мужья своихъ женъ. Одна языческая жен¬
щина, обратившаяся въ христіанство, отказалась въ качествѣ хри¬
стіанки отъ своей прежней роскошной жизни. Такъ какъ она
тщетно старалась склонить къ своей вѣрѣ и мужа а этотъ по¬
слѣдній съ своей стороны дѣлалъ все, чтобы опять вовлечь ее въ
свою нечестивую жизнь, то ей ничего не оставалось болѣе, какъ
разойтись съ нимъ. Тогда мужъ отправился въ судъ и обвинилъ
ее къ качествѣ христіанки. Она исповѣдала свою вѣру и постра¬
дала за нее. Благорасположенные намѣстники доходили до самыхъ
послѣднихъ предѣловъ мягкости, но въ виду опредѣленныхъ обви¬
неній они не могли дѣйствовать иначе, какъ исполняя существую¬
щіе законы; и если христіане долгое время пользовались спокой¬
ствіемъ, то всякій день всетаки могъ привести другого иначе на¬
строеннаго намѣстника, который станетъ относиться къ нимъ съ край¬
нею суровостью. Въ различныхъ мѣстахъ противъ христіанъ воз¬
буждалась и ярость народа. При празднествахъ своимъ богамъ,
при играхъ, возбуждаемые жрецами или странствующими гоетами,
упоенные чувственными наслажденіями, язычники требовали смерти
христіанъ. Въ случаѣ великихъ бѣдствій это они, будто бы, воз¬
буждали гнѣвъ боговъ. „Христіанъ — львамъ! “ раздавался тогда
воцль въ народѣ. Если декретъ императора Траяна и обуздывалъ на¬
родную ярость, то всетаки съ другой стороны онъ былъ недостато¬
ченъ для подавленія ненависти, питавшейся омерзительными слу¬
хами. Онъ относилъ христіанъ къ такимъ, которые не имѣли
права на существованіе, къ врагамъ государства и боговъ, и уже
трудно было отказать народу въ смерти этихъ враговъ государ¬
ства и боговъ, если онъ настойчиво требовалъ ея. Таково было
состояніе дѣлъ при Траянѣ и его преемникахъ. Гоненіе возбуж¬
далось • то ѵ здѣсь, то тамъ; то сильнѣе, то слабѣе; то со стороны