Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
Судебное преслѣдованіе христіанъ, при траянѣ. Ѵ651 ■враждебнымъ указомъ потому, что въ немъ впервые съ опре¬
дѣленностью было выражено, -что христі інство уже само по .себѣ
составляетъ достойное смерти преступленіе. Отселѣ христіанину,
обвиненному предъ судомъ за принадлежность въ христіанству,
угрожало наказаніе смертью, даже если -онъ не могъ быть об¬
виненъ въ какихъ либо другихъ преступленіяхъ,—просто за то, что
онъ былъ христіанинъ и не отказывался отъ своей вѣры. Но съ
другой стороны и не легко было его обвинить. Дня того, чтобы
произнести надъ нимъ обвинительный приговоръ, нужно было,про¬
извести формальное обвиненіе и подвергнуть судебному процессу.
Указъ этотъ имѣлъ для христіанъ настолько покровительственное
значеніе, насколько христіане могли быть наказываемы только пу¬
темъ узаконеннаго судопроизводства, и такимъ образомъ они поль¬
зовались тѣмъ покровительствомъ, какое законъ даетъ и преступ¬
никамъ вообще. Мало того: по анонимнымъ обвиненіямъ намѣст-
лики не должны были вчинать дѣлъ и не должны были преслѣ¬
довать административными путями. Если такимъ образомъ не на¬
ходилось обвинителя, то христіане могли жить спокойно. Но здѣсь само собою обнаруживается и внутреннее противо¬
рѣчіе этого распоряженія. Тертулліанъ 21) справедливо воскликнулъ:
„о, какое запутанное положеніе! Онъ запрещаетъ отыскивать ихъ,
какъ будто бы они были невинны, й въ тоже время повелѣваетъ
наказывать ихъ, какъ будто они виновны". Еще болѣе противо¬
рѣчія заключалось въ томъ, что тѣ, которые исповѣдывали себя
христіанами, наказывались, а тѣ, которые отвергали свою вѣру
принесеніемъ жертвы языческимъ богамъ, отпускались на свободу.
Если быть христіаниномъ составляло преступленіе, то преступле¬
ніемъ было уже и то, что человѣкъ раньше былъ христіаниномъ.
Можно ли отпускать на свободу вора вслѣдствіе его обѣщанія,
что онъ не будетъ воровать больше? Конечно, императору нельзя
дѣлать на основаніи этого никакого упрека. Ѳнъ имѣлъ въ виду
подавить христіанство. Въ этомъ отношеніи указъ не выдаетъ ни¬
какого противорѣчія: съ полною ясностью принадлежность къ хри¬
стіанству объявлялась подлежащимъ наказанію преступленіемъ. /Но
онъ ограничивался еще мягкими мѣропріятіями, надѣясь достиг¬
нуть предположенной цѣли тѣмъ съ большею вѣроятностью.
Такъ какъ отдѣльныя лица готовы были отрекаться, то считалось
возможнымъ чрезъ это повліять и на большинство, причемъ не¬
многихъ упорныхъ надлежало устранять съ строгостью. Расчетъ
былъ ложенъ, такъ какъ тутъ не принимался во вниманіе исоо-
•вѣдническій духъ -христіанъ и правительство не знало, что кровь
мучениковъ была сѣменемъ церкви. 'Не смотря на свою мягкость, указъ этотъ, въ виду подавяен-