Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
СУДЕБНОЕ-ПРЕСЛѢДОВАНІЕ ХРИСТІАНЪ ПРИ ТРАЯНѢ. ЩЩЭ7™ всякаго пола, всякаго состоянія являлись предъ его судейскимъ
столомъ. Долженъ ли онъ былъ обращать вниманіе на возрастъ,
полъ и состояніе, или ко всѣмъ относиться одинаково? Долженъ
ли онъ давать прощеніе раскаявшемуся? Не нужно ли было обра¬
щать вниманіе на тс, что человѣкъ, разъ бывшій христіаниномъ,
отказывался отъ своей вѣры? Достаточно ли для обоснованія об¬
винительнаго приговора простаго имени „ христіанинъ “, простаго
факта, что то или другое лицо принадлежитъ къ христіанству,
если даже нельзя было доказать никакихъ совершенныхъ имъ пре¬
ступленій, или нужно было наказывать только за тѣ преступле¬
нія, которыя связывались съ этимъ именемъ? Плиній иногда по¬
ступалъ такъ, что спрашивалъ обвиняемыхъ, христіане ли они.
Если они признавались въ этомъ, то онъ спрашивалъ во второй
и въ третій разъ, причемъ угрожалъ имъ смертною казнью. Если они
оставались упорны, то онъ приказывалъ ихъ казнить, такъ какъ
ему казалось, что, насколько дѣло касалось ихъ, уже самое упор¬
ство ихъ заслуживало наказанія. Но скоро представились и дру¬
гіе случаи, ставившіе его въ еще большее недоумѣніе. Противъ
христіанъ ему присылались анонимныя обвинительныя письма;
долженъ ли онъ принимать такія письма? Тѣ, которыхъ онъ
привлекалъ и подвергалъ допросу, отчасти отказывались, а другіе
говорили, что они были христіанами, но теперь уже не состоятъ
въ христіанствѣ. Чтобы убѣдиться въ истинѣ этого заявленія, онъ
приказывалъ приносить изображеніе императора и изображенія бо¬
говъ и приказывалъ обвиняемымъ принести куреніе и проклясть
Христа, такъ какъ онъ слышалъ, что дѣйствительныхъ христіанъ
ничѣмъ нельзя принудить къ этому. Когда обвиняемые исполняли
это требованіе, то онъ отпускалъ ихъ на свободу. Результатомъ
своихъ дальнѣйшихъ изслѣдованій онъ не удовлетворялся, равно какъ
не удовлетворялся и тѣмъ, чтб онъ узналъ о новой религіи отъ нѣ¬
которыхъ изъ спрошенныхъ на пыткѣ діакониссъ. Онъ нашелъ во
всемъ этомъ только безмѣрное суевѣріе; узналъ, что христіане въ
опредѣленный день собираются вмѣстѣ, поютъ гимны Христу какъ
какому то Богу и обязываются клятвою не дѣлать ничего худаго, но
избѣгать зла, воровства и прелюбодѣянія и никого не обманывать.
Затѣмъ они обыкновенно расходились, чтобы вечеромъ опять собрать¬
ся на трапезу, но на трапезу совершенно невинную. Это послѣднее
они однакоже оставили послѣ того, какъ объявлены были импе¬
раторскія запрещенія противъ ночныхъ собраній. Христіане, чтобы
показать свое полное послушаніе, открыто оставили даже совер¬
шавшіяся ими доселѣ по вечерамъ вечери любви. Такимъ образомъ
Плиній не зналъ, что ему дѣлать, хотя необходимо было прини¬
мать какія нйбудъ мѣры, такъ какъ «суевѣріе» это распространи¬