Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
648 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. Остатки іудействующихъ христіанъ уменьшаются, безслѣдно исче¬
заютъ1 въ языческихъ христіанскихъ общинахъ, или становятся
еретиками и отдѣляются отъ церкви.. Церковь находитъ почти
исключительное поприще для своего труда и распространенія
въ языческомъ мірѣ. Она дѣлается почти всецѣло языческо-христіан¬
скою. Такимъ образомъ становилось уже невозможнымъ болѣе
смѣшивать христіанъ съ іудеями. Въ глазахъ язычниковъ отселѣ
они выступаютъ въ качествѣ &епи8 іегіішп, какъ христіане часто
называются ими, какъ третья религія рядомъ съ язычествомъ и
іудействомъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ христіанство вслѣдствіе этого лишилось того по¬
кровительства которымъ оно доселѣ пользовалось въ качествѣ іудей¬
ской секты. Юное растеніе теперь стояло открыто, безъ всякаго по¬
крова, который могъ бы защищать его отъ внѣшнихъ бурь. Съ
того момента, какъ христіанство было признано особой религіей,
оно сдѣлалось религіей недозволенной и подпало подъ суровые рим¬
скіе законы .о недозволенныхъ сообществахъ. Если эта перемѣна
не тотчасъ же оказала свое полное дѣйствіе, то причина этого
заключалась въ томъ, что государство не принимало еще доселѣ
открытыхъ мѣръ по отношенію къ новой религіи, и поэтому дѣло
зависѣло всецѣло отъ произвола отдѣльныхъ намѣстниковъ, изъ ко¬
торыхъ иные уже выступали съ судебными преслѣдованіями про¬
тивъ христіанъ, между тѣмъ какъ другіе смотрѣли на нихъ сквозь
пальцы. Это преслѣдованіе было, смотря по личной склонности
судьи, то строже, то мягче. Общаго распоряженія еще не суще¬
ствовало. Но скоро почувствовалась нужда сдѣлать такое распоря¬
женіе. Христіанство, бывшее доселѣ почти совершенно неизвѣст¬
нымъ, ежедневно выступало все болѣе и болѣе. Въ отдѣльныхъ
провинціяхъ отпаденіе отъ государственной религіи было уже столь
замѣтнымъ, что храмы пустѣли и жертвенное мясо не находило
покупателей. Въ царствованіе Траяна по мѣстамъ противъ хри¬
стіанъ уже возбуждалась народная ярость. Науськиваемая своими
жрецами, или фанатизируемая какимъ либо особеннымъ событіемъ,
чернь требовала болѣе строгаго суда противъ этихъ ненавистныхъ
людей, или угрожала приступить къ самоуправству. Этого невоз¬
можно было терцѣть, и такимъ образомъ правительство вынуж¬
дено было прибѣгнуть къ административному распоряженію въ от¬
ношеніи христіанъ. Ближайшимъ поводомъ къ этому послужило доношеніе, кото¬
рое намѣстникъ Виѳиніи Плиній младшій отправилъ императору
въ 111 или 112 году 20). Когда ТТлштій прибылъ въ эту провин¬
цію, то оказался въ большомъ недоумѣніи, какъ ему поступать
съ многочисленными' тамъ христіанами. Люди всякаго возраста,