Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
СУДЕБНОЕ ПРЕСЛѢДОВАНІЕ ХРИСТІАНЪ ПРИ ТРАЯНѢ. скаго сановника, могла совершенно забыть объ этсімъ ,9). Во дящемъ
случаѣ здѣсь мы наталкиваемся на самые ранніе слѣды, что христіан¬
ство начало -распространяться уже и среди высшихъ классовъ; .Въ
первый разъ, повидимому, изъ за христіанства возбуждается нѣкото¬
рая озабоченность въ правящихъ классахъ. Извѣстенъ разсказъ Еге-
зиппа, какъ Домиціанъ, услышавъ о томъ, что въ Палестинѣ еще
жили родственники Іисуса, потомки Давидова царскаго дома, устра¬
шился этого и приказалъ привести ихъ къ себѣ (двухъ внуковъ
Іуды, брата Господня). Но когда они разсказали ему, что они
вмѣстѣ обладаютъ только недвижимымъ состояніемъ въ девять ты¬
сячъ динаріевъ цѣною, и обработываютъ это имѣніе сами, какъ
это и доказывалось мозолями на ихъ рукахъ; когда они на его
вопросъ о царствѣ Христа сказали, что это царство не отъ міра
сего и придетъ только въ концѣ міра, то императоръ отпустилъ
ихъ, не причинивъ имъ никакого вреда. Гоненіе впрочемъ скоро
прекратилось. Уже преемникъ Домиціана, Нерва, возвратилъ ссыль¬
ныхъ и приказалъ, отчасти даже изъ своихъ частныхъ средствъ,
возвратить имъ конфискованное у нихъ имущество. Съ началомъ втораго столѣтія однакоже наступила большая
перемѣна въ положеніи христіанъ. Уже и для іудейскихъ глазъ
было ясно, что теперь совершилось полное отдѣленіе христіанства
отъ язычества. Съ разрушеніемъ Іерусалима закончилось внѣшнее существо¬
ваніе іудейской народности. Храмъ палъ, жертвы прекратились.
Безъ храма, безъ видимаго средоточія, безъ ежедневнаго жер¬
твоприношенія, іудеи, самый живучій изъ всѣхъ народовъ, умѣли
однакоже сохранять свое національное существованіе, и даже послѣ
того, какъ кровавымъ образомъ было подавлено возстаніе при
Баркохбѣ и такимъ образомъ разрушена была послѣдняя надежда
на возстановленіе прежней самобытности. Въ это именно время
іудеи организовались въ тотъ своеобразный народъ, какимъ мы
его въ существѣ видимъ еще и теперь. Не имѣя мѣстнаго
средоточія и будучи разсѣяны по всей землѣ, не имѣя той связи,
которую представляло для нихъ храмовое служеніе, іудеи въ4 это
время поддерживали между собою единеніе лишь благодаря общему
закону и тому ученію, которое собрано было въ Талмудѣ. Вмѣстѣ
съ этимъ совершилось окончательное отдѣленіе іудейства отъ хри¬
стіанства. Талмудическое іудейство отрѣзало всѣ нити, которыя
доселѣ еще связывали его съ христіанствомъ; отселѣ въ синаго¬
гахъ ежедневно три раза раздается страшное проклятіе на от¬
ступниковъ, т. е. на христіанъ. Переходы изъ іудейства въ хри¬
стіанство дѣлаются рѣдкими исключеніями, между тѣмъ какъ языч¬
ники стремились въ церковь все болѣе увеличивавшимся потокомъ.