Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
^Г6 (ПЕРВЫЕ дай ХРИСТІАНСТВА. Этимъ впрочемъ не исключается того, что то отношеніе., въ какое
■сталъ 'Самъ .императоръ «къ исповѣдникамъ новой вѣры, інагодо: от¬
голосокъ ги -въ провинціяхъ, особенно тамъ, гдѣ христіанство вы¬
ступало особенно замѣтно, и несомнѣнно противъ нихъ по (мѣ¬
стамъ могла (дѣйствовать уже и провинціальная администрація.
Ло крайней .мѣрѣ ми знаемъ объ одномъ мученикѣ въ «Пергамѣ,
Антипѣ, иепѳвѣднинеская смерть котораго падаетъ .именно на это
время. Гоненіе это было внезапной бурей, .пронесшейся быстро.
Тѣ, которые избѣгли когтей «Нерона, въ теченіе долгаго времени
^скрывались, но затѣмъ появились опять; 'бѣглецы возвращались,
не -терпя никакого ущерба. Даже Тацитъ выразительно .свидѣтель¬
ствуетъ, что судьба замученныхъ Нерономъ христіанъ, хотя они
и заслужили всевозможныя страданія, возбуждала однакоже у мно¬
гихъ состраданіе, такъ какъ они уничтожаемы были не для обще¬
ственной пользы, но для удовлетворенія жестокости одного лица.
Единственнымъ слѣдствіемъ Неронова гоненія было лишь то, что
исповѣднвческій духъ падшихъ укрѣпилъ вѣру оставшихся въ жи¬
выхъ, и примѣръ ихъ ободрялъ къ еще бблыпей ревности. Оно
не только не воспрепятствовало распространенію христіанства, но
даже содѣйствовало ему. Затѣмъ о гоненіяхъ мы слышимъ опять только уже при Доми¬
ціанѣ. Прежде всего они обрушились конечно на іудеевъ. -Со вре¬
мени разрушенія Іерусалима и храма іудеи должны были платить
свои прежнія храмовыя подати, именно дидрахму, Юпитеру Капито¬
лійскому, и этотъ налогъ часто взимался съ суровостью и жесто¬
костью, такъ какъ .нѣкоторые іудеи отказывались приносить эту
додать языческому богу. Въ возникавшія «отсюда .столкновенія
часто впутывались п христіане, именно христіане изъ іудеевъ,
такъ какъ язычники доселѣ еще не умѣли точно различать іудеевъ
и христіанъ. Кромѣ того разсказывается, что нѣкоторые осужда¬
лись за отпаденіе отъ государственной религіи къ іудейству, или,
какъ гласило обвиненіе, за безбожіе І8). Императоръ осудилъ даже
своего собственнаго двоюроднаго брата, Флавія Климента, и его
жіену, Флавію Домициллу.. Флавій Климентъ.-былъ дерненъ, въ 96
году, вскорѣ послѣ истечег іл его консульскаго года, а Флавія До-
мицилла ’ была сослана на островъ Пандатерію.' Историкъ Свето¬
ній называетъ Климента человѣкомъ „презрительной лѣности“. Что
подъ этимъ' заключалось обвиненіе въ преданности христіанской
вѣрѣ, и слѣдовательно этого Климента считать нужно мученикомъ,
въ настоящее время это многими признается за несомнѣнное.
Древнѣйшія свидѣтельства, однакоже, ничего не знаютъ объ этомъ,
и найъ кажется весьма сомнительнымъ, что церковь, еслибы она
дѣйствительно уже тогда считала среди своихъ мучениковъ консулъ-