Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
644 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. борьба разгорѣлась по всей боевой линіи, съ обѣихъ сторонъ
были выдвинуты всѣ силы. До фанатизма' распылавшееся теперь
язычество дѣлало послѣднія усилія, и борьба заканчивается полною
побѣдою Креста. Первое гоненіе" на христіанъ было при Неронѣ, и такъ
какъ оно было уже описано выше, то здѣсь мы ограничимся
только общей его характеристикой, чтобы затѣмъ перейти къ исто¬
ріи гоненій позднѣйшаго времени. Это начало гоненій было какбы
тою огненною дверью, чрезъ которую христіане должны были всту¬
пить на боевое поле, гдѣ они призваны были въ теченіе двухъ
съ половиной столѣтій бороться, страдать и умирать за свою вѣру.
Это первое гоненіе не было еще систематической, выходящей изъ
религіозныхъ или государственныхъ' началъ, попыткой подавить
христіанство, а было лишь жестокимъ взрывомъ ненависти, кото¬
рою воспользовался Неронъ. Язычество еще совершенно не пони¬
мало христіанства. Оно казалось язычникамъ лишь дикимъ сума¬
сбродствомъ, противорѣчащимъ всему существующему порядку; хри¬
стіане считались людьми ненавидящими все человѣческое, незаслу¬
живающими ничего кромѣ ненависти, такъ что противъ нихъ позво¬
лительно было всякое безчеловѣчіе. Христіане въ свою очередь могли
узнать отсюда, чтб ожидало ихъ въ будущемъ. Язычество самымъ
дѣломъ открыто заявляло, что оно не можетъ терпѣть христіан¬
ства, что послѣднее, какъ нѣчто враждебное человѣчеству, нѣчто
дикое, должно быть уничтожено. Но въ то же время и язычники могли
понять, чего они должны были ожидать отъ христіанъ. Тихо и съ
терпѣніемъ послѣдніе сносили всѣ издѣвательства надъ собою. Тутъ
начался героическій періодъ христіанской церкви,—геройство не
подвиговъ, но страданій и притомъ страданій, которыя были мо- ,
существеннѣе всякихъ подвиговъ. Замѣчательно, что первымъ гони¬
телемъ христіанъ былъ именно Неронъ, жесточайшій и кровожад¬
нѣйшій изъ всѣхъ императоровъ. Отсюда становится понятнымъ,
почему защитники христіанства позднѣе часто ссылались на то,
что гоненіе началъ именно Неронъ, равно какъ и то, какъ могло
возникнуть сказаніе, что Неронъ есть антихристъ и какъ таковой
вновь явится въ концѣ міра. Въ дѣйствительности здѣсь христіан¬
ство и антихристіанство столкнулись такъ рѣзко между собой, какъ
только это можетъ быть въ концѣ временъ. Тамъ мы видимъ хри¬
стіанскую общину еще въ ея первоначальной простотѣ и дѣвствен¬
ности; она живетъ еще подъ руководствомъ апостоловъ, одуше¬
влена пламенною вѣрою, дѣятельна въ любви, и члены ея, не
смотря на отдѣльныя немощи, по истинѣ являются святыми, ко¬
торые стремятся къ святости, всѣхъ обнимаютъ своею братскою
любовью и готовы все потерпѣть за свою вѣру; но противъ нихъ