Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
В* \ & і I' ВРАЖДА' ЯЗЫЧЕСТВА КЪ’ ХРИСТІАНСТВУ. 6 4$ были неповинны, тамъ онъ • съ несомнѣнностью могъ расч итыкатй на-
сочувствіе черни. Но хотя ревность извѣстнаго Намѣстника! желавг *
шаго польстить этими императору, или взрывъ народной Ярости здѣсь-:?;
или тамъ могли требовать нѣкоторыхъ жертвъ, до систематическаго г
гоненія на христіанъ въ этотъ періодъ еще не доходило. Христіанъ
прикрывало отчасти еще незнакомство язычниковъ съ истинною
сущностью новой религіи, и притомъ для- языческаго мірй, стояв¬
шаго еще во всемъ своемъ могуществѣ, противникъ этотъ былъ-
слишкомъ' незначителенъ, чтобы стоило обращать на него особенно-
большое вниманіе. Совершенно иначе было* когда съ разрушеніемъ Іерусалима и
полною гибелью іудейскаго государства, палъ этотъ» прикрывавшій^
христіанство1 покровъ, когда отъ язычниковъ уже не могло болѣе
скрываться, что христіанство есть Іегйиш §епив — третья религія-
рядомъ съ язычествомъ и іудействомъ, и когда одновременно въ-
началѣ втораго столѣтія эта религія начала распространяться такъ
сильно и быстро, что римскимъ государственнымъ людямъ въ пер^
вый разъ пришла въ голову мысль объ опасности ея-государству;
Теперь уже нельзя было больше обходиться безъ» опредѣленнаго
отношенія въ этой религіи^ и это находитъ свое выраженіе въ
рескриптѣ императора Траяна Плинію, въ которомъ- и-мператорш
даетъ точныя предписанія касательно судебнаго отношенія къ хри¬
стіанамъ. Этимъ начинается второй періодъ борьбы, такъ какъ для-
слѣдующихъ полутора столѣтій это распоряженіе Траяна въ су-щт
ности сохраняло свое значеніе. Государство старается положить
предѣлы возрастанію церкви чрезъ примѣненіе дѣйствующихъ за¬
коновъ въ установленномъ судебномъ порядкѣ. Между тѣмъ воз?
растало и христіанство, и уже при Маркѣ Авреліѣ- обнаружи¬
лось, что этихъ средствъ было недостаточно для его подавленія,
и ихъ приходилось примѣнять уже въ такомъ -объемѣ, что го¬
неніе, по крайней мѣрѣ въ нѣкоторыхъ мѣстахъ, дѣлалось все-,
общимъ. Все это однакоже было только подготовленіемъ къ рѣшитель¬
ной борьбѣ. Эта послѣдняя возгорѣлась впервые, когда возникъ
вопросъ, на что должно было опираться государство: на возрож¬
денное ли язычество съ уничтоженіемъ христіанства, или на хри¬
стіанство съ отверженіемъ язычества? Только совершившійся внутри
самого язычества переворотъ съ одной стороны и величественное
развитіе христіанской церкви еъ другой стороны приводитъ про¬
тивниковъ въ такое-положеніе, въ которомъ произошла окончательная1
битва. При Деціѣ начинаются всеобщія гоненій) которыя расчиты¬
вали на полное истребленіе христіанства. Если всѣ бывшія дотолѣ го-"
ненія были, такъ сказать, лишь отдѣльными схватками, то теперь- 4Г*