Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
выдерживать открытое нападеніе. Въ одномъ случаѣ именно христіане
могли даже прибѣгать подъ защиту законовъ о Со11е§да. Къ дозво¬
леннымъ коллегіямъ принадлежали погребальныя общества, сооб¬
щества ■ большею частью бѣднѣйшихъ людей, которые соединялись
между собою для того, чтобы своимъ сочленамъ, чрезъ правиль¬
ные взносы, обезпечивать приличное погребеніе, и затѣмъ на по¬
гребальныхъ площадяхъ устраивать приличныя религіозныя торже¬
ства при самомъ погребеніи и въ дни памяти умершихъ. Обшир¬
ныя катакомбы въ Римѣ и въ другихъ мѣстахъ не только дока¬
зываютъ, что христіане пользовались законнымъ покровительствомъ
для своихъ гробовъ, но можно находить и нѣкоторые другіе признаки
того, что они дѣйствительно старались, съ цѣлью обезпечить за-
собою это покровительство, по возможности примѣняться къ су¬
ществовавшимъ въ погребальныхъ обществахъ порядкамъ и обря¬
дамъ. Такъ они могли, не встрѣчая никакого препятствія со сто¬
роны. язычниковъ, не только спокойно погребать своихъ умер¬
шихъ, но и могли даже собираться подъ покровомъ закона, устраи¬
вать сборы для бѣдныхъ и даже на мѣстахъ погребенія совер¬
шать свое богослуженіе '*). Еще важнѣе этого обстоятельства, какъ доставлявшаго защиту
болѣе мертвымъ чѣмъ живымъ, было и другое обстоятельство, что
язычники въ первое время не могли отличать христіанъ отъ іудеевъ.
Христіанскія общины считались у римлянъ лишь простыми іудей¬
скими общинами. И въ этомъ отношеніи они были столь безпри¬
страстны, что юная церковь не разъ находила у нихъ защиту
противъ фанатической ненависти невѣрующихъ іудеевъ. Ап. Павелъ
не разъ ссылался на свое римское гражданское право, и въ Ко¬
ринѳѣ проконсулъ Галліонъ отказалъ іудеямъ въ ихъ жалобѣ про¬
тивъ ап. Павла, заявивъ, что онъ не намѣренъ вмѣшиваться въ
ихъ религіозныя распри ,6). Съ другой стороны христіане вмѣстѣ съ тѣмъ навлекали на
себя и тѣ презрѣніе и ненависть, которыя въ большинствѣ тяго¬
тѣли надъ іудеями, и эта ненависть не умалялась и не ослабѣвала,
но усиливалась по мѣрѣ того, какъ язычники, по крайней мѣрѣ
въ большихъ городахъ, приходили къ убѣжденію, что между іудеями
и христіанами есть различіе. Сами іудеи, которые съ особенною
яростью враждовали противъ христіанъ, заботились о томъ, чтобы
выяснить, что христіане не принадлежатъ къ нимъ/ Затѣмъ по¬
слѣдніе казались язычникамъ только особой сектой іудейской, и
притомъ самой опасной и отвратительной сектой этихъ презрѣн¬
ныхъ и неразумныхъ людей; и гдѣ поэтому жестокость и крово¬
жадность какого-либо императора, въ родѣ Нерона, обрушивались
на этихъ христіанъ съ цѣлью возмездія имъ за то, въ чемъ они