Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ипвшд»—ДОШ П5СПХГА—Л“Ь лгпсгпжіІЬ'ТМТ Ь‘41 “ Обыкновенно считается десять гоненій на христіанъ, происхо¬
дившихъ при Неронѣ, Домиціанѣ, Траянѣ, Адріанѣ, Маркѣ Авре-
ліѣ, Еептиміѣ Северѣ, Максиминѣ Ѳракійцѣ, Деціѣ, Валеріанѣ и
Діоклитіанѣ **). Это установившееся счисленіе однакоже имѣетъ
весьма поверхностный характеръ и не даетъ точнаго взгляда на
ходъ борьбы. Гоненія являются здѣсь какъ произвольные акты
отдѣльныхъ императоровъ, какъ будто бы одни преслѣдовали хри¬
стіанство, а другіе признавали его. Признаннымъ христіанство ни¬
когда не было во все это время. Если и наступали времена срав¬
нительнаго покоя, то христіанство въ правовомъ отношеніи оста¬
валось религіей недозволенной. Затѣмъ простое перечисленіе го¬
неній какбы показываетъ видъ, что всѣ они были одинаковы,
между тѣмъ какъ въ дѣйствительности Нероново гоненіе было со¬
вершенно инымъ, чѣмъ гоненіе при Траянѣ и его преемникахъ. И это послѣднее гоненіе опять совершенно отличалось отъ гоне¬
ній при Деціѣ и Діоклитіанѣ. Первое дѣйствительно всеобщее, си¬
стематически направленное къ подавленію церкви гоненіе было
при Деціѣ. Гоненіе при Траянѣ и его преемникахъ состояло только
въ болѣе или менѣе частыхъ процессахъ противъ отдѣльныхъ
христіанъ, причемъ примѣнялось къ дѣлу лишь установленное су¬
допроизводство, и существующіе законы только съ бблыпею стро¬
гостью примѣнялись къ христіанамъ. Наконецъ гоненія при Не¬
ронѣ и Домиціанѣ были лишь взрывами личной жестокости и кро¬
вожаднаго каприза этихъ императоровъ. Этимъ сами собою опредѣляются три періода, на которые рас¬
падается борьба. Уже раньше было выяснено, какъ строги были римскіе законы
противъ чужихъ культовъ. Къ послѣднимъ принадлежало и хри¬
стіанство, и вслѣдствіе этого оно прежде всего было религіей не¬
дозволенной. Христіанскія общины были запрещенными обществами
(Со11е§іа іЩсііа). Участіе въ запрещенныхъ обществахъ наказыва¬
лось строго. Сочленовъ этихъ обществъ постигало тоже наказаніе,
какъ и тѣхъ, которые съ оружіемъ въ рукахъ нападали на пло¬
щади или на храмы,—наказаніе за оскорбленіе величества, т. е.
по приговору суда они могли быть обезглавлены, брошены дикимъ
звѣрямъ или сожжены. Еслибы эти строгіе законы тотчасъ же,
безъ всякаго вниманія къ обстоятельствамъ, были примѣнены къ
юному христіанству, то оно сразу же могло подлежать гоненію.
Но помимо упомянутаго выше обстоятельства, что именно римля¬
не обнаруживали нѣкоторую боязнь строго примѣнять законы про¬
тивъ чужихъ культовъ, на помощь христіанству пришли еще два
обстоятельства и оказали ему по крайней мѣрѣ столько защиты,
что оно могло нѣсколько окрѣпнуть, пока не въ состоянія было 41