Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
640 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. Они понимали (императоры втораго столѣтія болѣе инстинктивно,
а императоры третьяго столѣтія уже видѣли своимъ яснымъ взгля¬
домъ) опасность, которая угрожала римскому государству отъ но¬
ваго духа христіанства, и старались поддержать его. И нужно приз¬
наться, что они не ошибались въ этомъ. Христіанство было въ
дѣйствительности силой, враждебной тогдашнему римскому госу¬
дарству; этотъ новый духъ, одушевлявшій христіанъ, долженъ
былъ разрушить старое государство. Чтб въ христіанствѣ|въ тоже
время заключались возрождающія государство силы, этого они не
могли понять. Было бы несправедливо отъ императора втораго
столѣтія требовать подвига Константина Великаго. Онъ во всѣхъ
отношеніяхъ былъ бы слишкомъ рановремененъ. Не будемъ дѣлать неправильнаго представленія и о всей борьбѣ
этой. Это не была, какъ составилось въ позднѣйшее время совер¬
шенно не историческое представленіе, фанатическая борьба, съ
яростью воздвигнутая старою вѣрою противъ новой вѣры. Рели¬
гіозною борьбою она была только со стороны христіанъ, которые
страдали и умирали за свою вѣру. Со стороны язычниковъ она была
такою лишь въ своемъ послѣднемъ періодѣ. Въ этомъ съ самаго
начала обнаруживается слабость язычества и сила христіанства.
Борьбу эту вели не жрецы, а императоры; но императоры бо¬
ролись не за свою вѣру, такъ какъ самые ревностные гонители по
преимуществу уже не вѣровали въ язычество, а вѣрующіе языч¬
ники часто оставляли христіанъ въ покоѣ; они боролись не за сво¬
ихъ боговъ и ихъ алтари, къ которымъ они въ большинствѣ отно¬
сились такъ же равнодушно, какъ и къ христіанскому Богу. Они
боролись за существующій государственный порядокъ, и ихъ стре¬
мленія направлялись не къ тому, чтобы опять обратить христіанъ
въ языческой вѣрѣ, но къ тому, чтобы принудить христіанъ под¬
чиниться существующему порядку. Правда, христіане никогда не
возставали противъ государства; имъ невозможно было сдѣлать
ни малѣйшаго упрека въ революціонныхъ замыслахъ. Даже пре¬
зираемые, гонимые, всячески оскорбляемые, они никогда не воз¬
мущались, всегда оказывались послушными законамъ государства
и воздавали императорамъ подобающую имъ честь. Но въ одномъ
отношеніи они не могли повиноваться, именно не могли служить
идоламъ, приносить куреніе богоимператору, и въ этомъ именно
отношеніи становилось яснымъ, что въ христіанствѣ лежалъ заро¬
дышъ совершенно новаго государственнаго и общественнаго по¬
рядка. Таковъ характеръ борьбы, подлежащей нашему раз¬
смотрѣнію: это борьба античнаго духа противъ духа христіанскаго,
борьба древняго языческаго міропорядка противъ міропорядка хри¬
стіанскаго.