Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
638 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. временное, чуждое себѣ. Такъ какъ они были людьми безъ отечества,
то иыъ даже дѣлали упрекъ, что они замышляютъ погибель Рима.
Если они и могли, вопреки этого, часто ссылаться на то, что они
послушные, мирные подданные, что они въ своихъ общественныхъ
собраніяхъ и въ своихъ домахъ усердно молятся за императора,
что оно исправно платятъ свои подати, то какая была польза изъ
того? Здѣсь по истинѣ была такая противоположность, которая должна
была повести къ кровавымъ столкновеніямъ. Всѣ государства въ древности имѣли въ основѣ нѣчто теокра¬
тическое. Тоже самое не менѣе замѣтно было и въ Римѣ. Какъ
государственная жизнь повсюду была проникнута религіею, такъ и
религіозная жизнь составляла часть политической жизни. Почитать
отечественныхъ боговъ какъ во всѣхъ другихъ, такъ и въ рели¬
гіозныхъ дѣлахъ, повиноваться законамъ государства, считалось граж¬
данскимъ долгомъ. Человѣческая жизнь во всѣхъ отношеніяхъ погло¬
щалась государственною, государство обнимало всѣ ея отправле¬
нія и управляло ими. Язычникъ совершенно не могъ себѣ пред¬
ставить, что можетъ быть такая область человѣческой жизни, на
которую не простирается власть государства. Ему было совершенно
непонятно, чтобы человѣкъ могъ оказывать повиновеніе извѣстному
закону или установленію государства единственно по указанію своей
совѣсти ради Бога; для него само государство было, такъ сказать,
богомъ и его законы имѣли божественный характеръ. Въ Римѣ
этотъ теократическій духъ находилъ даже завершеніе въ импера¬
торскомъ культѣ. Еакихъ бы боговъ человѣкъ ни почиталъ, это
его частное дѣло, государство относилось къ этому съ терпимостью;
но онъ во всякомъ случаѣ долженъ былъ почитать бого-импера-
тора, и это было его гражданскою обязанностью. Сгітеп Іаезае
МадезЫіз, т. е. преступленіе противъ величества императора, и
Сгітеп Іаезае рнЫісае Кеіщіопів, т. е. преступленіе противъ обще-1
ственной религіи, были тѣснѣйшимъ образомъ связаны между со¬
бою. Въ этомъ смыслѣ всѣ эти упреки дѣйствительно имѣли нѣ¬
которое значеніе. Христіанство было въ дѣйствительности для рим¬
лянъ антинаціональнымъ, враждебнымъ государству, враждебнымъ
императору, противоримскимъ; оно было какбы оппозиціей про¬
тивъ государственной религіи, а слѣдовательно и противъ госу¬
дарства; и пока государство держалось не на другихъ основахъ,
пока оно не могло получить другихъ основъ, оно должно было
относиться къ христіанству какъ запрещенной религіи и преслѣ¬
довать его. Коп Іісеі евве тое—„вы не имѣете права на существо¬
ваніе"—таковъ былъ часто повторявшійся вопль противъ христіан¬
ства. »Вы стоите внѣ узаконеннаго порядка" — такъ начинаетъ
Црльсъ свою книгу, противъ христіанъ и произноситъ, такъ ска-