Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ВРАЖДА ЯЗЫЧЕСТВА КЪ ХРИСТІАНСТВУ. 687 Самымъ опаснымъ для христіанъ было то, что эти упреки имѣли
и политическую сторону или легко мо'гли быть обращены - въ
политическую сторону. Такъ какъ общественная жизнь всецѣло была
проникнута язычествомъ, то христіане должны были удаляться отъ
нея. Ихъ отношеніе къ государству было, правда, всегда опредѣ¬
ляемо заповѣдью: „повинуйтесь всякому человѣческому установле¬
нію ради Господа11; „всякій да повинуется власти предержащей";
но по отношенію вообще къ языческому государству отношеніе
эдо теперь было все-таки отрицательное, ихъ интересы лежали внѣ
римскаго государства и не совпадали съ его величіемъ и честью.
„Ничто, открыто признается Тертулліанъ, ничто такъ не чуждо
намъ, какъ общественная жизньОни избѣгали военной службы
и общественныхъ должностей. Всякій воинъ обязанъ былъ при¬
сутствовать при жертвоприношеніяхъ, а жъ обязанности чинов¬
ника относилось и предстоятельство при богослуженіи. Поэтому
язычники говорили о христіанахъ: „вы народъ лѣнивый, безполез¬
ный и бездѣятельный въ государственныхъ дѣлахъ, такъ какъ вся¬
кому честному человѣку надлежитъ жить для отечества и государ¬
ства" І3). Если языческая религія была вполнѣ національна,
то христіанство выступало какъ религія всемірная, какъ религія
для всѣхъ народовъ,—вещь совершенно немыслимая для язычни¬
ковъ. Даже не римляне, даже варвары, исповѣдующіе Христа, счи¬
тались у христіанъ братьями. Отсюда не далекъ былъ упрекъ: вы
сами не римляне, вы сами враги государства. Христіанство каза¬
лось язычникамъ совершенно антинаціональнымъ, и крѣпкія въ
своей вѣрѣ, отчужденныя отъ другихъ людей и самозаключенныя
общины представлялись имъ опасной партіей въ государствѣ. Празд¬
новался ли день рожденія императора, дома христіанъ въ иллю¬
минованныхъ городахъ оставались мрачными, двери ихъ не укра¬
шались вѣнками. Давались ли игры въ честь какого либо тріумфа,
ни одинъ христіанинъ не показывался ни въ циркѣ, ни въ амфитеатрѣ.
Приносить куреніе императору, оказывать поклоненіе изображенію
императора, клясться геніемъ императора,—все это для христіа¬
нина считалось отпаденіемъ въ идолопоклонство. Неудивительно вслѣд¬
ствіе этого, что они считались оскорбителями величества, врагами им¬
періи. Для римлянъ вѣчное могущество Рима считалось непрелож¬
ной истиной. Какъ часто „Римъ" на монетахъ выступаетъ подъ
гордымъ' названіемъ „вѣчнаго города“I „Имъ—говоритъ Юпитеръ
у Виргилія — я не назначаю ни цѣли, ни временъ. Я далъ имъ
господство безъ конца". Христіане между тѣмъ говорили о кон¬
чинѣ всего міра, а также и Рима, даже ожидали этой кончины
скоро и радовались этому, какъ избавленію. Они надѣялись полу¬
чить другое лучшее отечество, и считали это земное только какъ