Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРВЫЕ дни ХРИСТІЖНСТВХ7 631 страннѣе и противорѣчивѣе всѣмъ тогдашнимъ воззрѣніямъ, тѣмъ
легче неразуміе и ненависть возбуждали странные слухи, и чѣмъ
безсмысленнѣе были эти слухи, тѣмъ легче они находили довѣріе
не только у черни, которая всегда легковѣрна, но и въ болѣе
широкихъ и въ болѣе руководящихъ классахъ. Совершенно непонятно было для язычниковъ уже духовное
богопоклоненіе христіанъ. Безъ храма и изображеній, безъ жер¬
твенниковъ и жертвы язычникъ не могъ представить себѣ ника¬
кого религіознаго богослуженія. Такъ какъ христіане не имѣли
ничего подобнаго, то очевидно они не имѣли и Бога. Правда, они
говорятъ о какомъ-то невидимомъ всеприсутствующемъ Богѣ. Но
для язычниковъ это было непонятно. „Какія нелѣпости, воскли¬
цаетъ Цецилій 4), воображаютъ себѣ эти христіане! О Богѣ,
котораго они не видятъ и никому не показываютъ, они разсказы¬
ваютъ, что Онъ вездѣсущій, что Онъ приходитъ и уходитъ, что
Онъ знаетъ и обсуждаетъ дѣла людей, ихъ слова и даже ихъ
тайныя помышленія. Они дѣлаютъ изъ Него какого-то шпіона,
неутомимаго сыщика, который постоянно въ движеніи. Какъ же
Онъ можетъ заниматься каждымъ отдѣльнымъ человѣкомъ, если
Онъ занятъ сразу всѣмъ? Или какъ можетъ Онъ заботиться о всѣхъ,
если Онъ всецѣло преданъ каждому отдѣльно “? Невидимый Богъ въ глазахъ язычниковъ совсѣмъ не былъ бо¬
гомъ. Поэтому, христіане казались имъ нечестивыми безбожниками.
„Долой атеистовъ! долой безбожниковъ!* — былъ обычный крикъ
народной ярости во времена гоненій. Если же христіане должны
были вообще имѣть какого нибудь Бога по воззрѣнію язычниковъ,
то на нихъ обыкновенно переносили то, что разсказывалось объ
іудеяхъ, именно, что они будто бы поклоняются головѣ осла. Такъ,
во времена Тертулліана было распространено изображеніе, пред¬
ставляющее фигуру съ ослиными ушами, въ тогѣ и съ книгой въ
рукахъ, и надпись гласила: „это богъ христіанъ* 5). Недавно
въ развалинахъ императорскихъ дворцовъ въ Римѣ, въ одномъ
мѣстѣ, которое очевидно служило караульней солдатъ, найдено
грубо начерченное углемъ на стѣнѣ изображеніе, которое пред¬
ставляетъ висящаго на крестѣ человѣка съ ослиной головой и подъ
нимъ стоитъ надпись, сдѣланная плохими греческими буквами:
„Аваксаменъ молится своему богу". Это очевидно насмѣшка сол¬
датъ надъ своимъ товарищемъ изъ христіанъ в). О христіанахъ разсказывалось даже еще худшее. Ихъ тѣсную
связь между собой, ихъ братскую любовь, ихъ крѣпкую привя-
:анность другъ къ другу до самой смерти, язычники находили
возможнымъ объяснять только тѣмъ, что они принадлежали къ
тайному преступному союзу, вступленіе въ который сопровожда-