Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
нихъ*. Это кажется ему самымъ безопаснымъ и полезныш,. ,По¬
лезность древней религіи — вотъ чего держится онъ, такъ какъ
касательно истины онъ не можетъ достигнуть ничего рѣшитель¬
наго,. „Такъ какъ всѣ народы согласны въ томъ, что они приг
знаютъ безсмертныхъ боговъ, хотя густая мгла закрываетъ ихъ
происхожденіе, то при этомъ всеобщемъ согласіи я не могу выно¬
сить безбожнаго умничанья или мудрости этихъ нововводителей,
которые хотятъ разрушить столь старую, столь полезную, столь
спасительную религію Несомнѣнно многіе находились въ такомъ
именно состояніи. Онь уже сердечно не привязаны были къ древ¬
ней религіи, но и не осмѣливались совершенно порывать съ нею;
они считали своего рода просвѣщенностью не держаться болѣе
старой вѣры, случайно даже надсмѣхались надъ нею, чтб относи¬
лось также къ хорошему тону, но въ концѣ концовъ всетаки дер¬
жались именно стараго. У нихъ не было надлежащей энергіи для
того, чтобы сразу вполнѣ принять новое. Этому же содѣйствовало отталкивавшее всѣхъ угнетенное по¬
ложеніе христіанъ. Много требовалось для того, чтобы присо¬
единиться къ этимъ презираемымъ, преслѣдуемымъ людямъ. То,
что называется общественнымъ мнѣніемъ, большею частью опре¬
дѣляется въ силу успѣха. Христіанскій Богъ дотолѣ показывалъ
мало успѣховъ. Римскіе боги—они вѣдь сдѣлали Римъ великимъ,
давали ему побѣду въ безчисленныхъ битвахъ, обезпечили за нимъ
господство надъ міромъ. А этотъ христанскій Богъ? Почему Онъ
не принималъ никакого участія въ своихъ вѣрующихъ? Почему
Онъ позволяетъ презирать ихъ и попирать ногами? Если христіане
противъ этого могли ссылаться на будущее, могли указывать на
день окончательнаго избавленія и совершенія царства Божія, на
воскресеніе и будущее блаженство, то это въ глазахъ язычниковъ
не значило ничего, такъ какъ ихъ настоящее-то было столь печально.
«Какой это Богъ*, спрашиваетъ Цецилій, „который можетъ по¬
могать мертвымъ, ничего въ тоже время не дѣлая для живыхъ?
Развѣ римляне не повелѣваютъ, не господствуютъ безъ Него? Не
господствуютъ ли они надъ міромъ и надъ вами?“ Бблыпая и луч¬
шая часть васъ есть добыча бѣдности и стужи; вы наги и голы,
а';; вашъ Богъ терпитъ и, повидимому, ничего не знаетъ объ этомъ.
Онъ или не можетъ, или не хочетъ помогать своимъ; Онъ без¬
силенъ или несправедливъ11 8). Это именно такая аргументація,
которая несомнѣнно должна была имѣть успѣхъ у язычниковъ,
для которыхъ настоящее было все и самый культъ которыхъ въ
концѣ концовъ приходилъ къ тому, чтобы желать чего нибудь отъ
своихъ боговъ въ награду за усердное поклоненіе имъ. Чѣмъ меньше знали христіанство и чѣмъ все въ немъ было