Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
630 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. » что разсказывается намъ о дѣятельности остальныхъ апостоловъ,
можетъ подлежать сомнѣнію, и однакоже несомнѣнно то, что они
не сидѣли сложа руки. Изъ позднѣйшаго времени Оригенъ вы¬
разительно свидѣтельствуетъ, что городскія общины разсылали соб¬
ственныхъ миссіонеровъ для проповѣди евангелія по деревнямъ и
селеніямъ. Но затѣмъ мы должны имѣть въ виду и слова Господни
касательно самаго возрастанія сѣмени: „ царство Божіе подобно
тому, какъ если человѣкъ броситъ сѣмя въ землю; и спитъ, и
встаетъ ночью и днемъ; и какъ сѣмя всходитъ и растетъ, не
знаетъ онъ. Ибо земля сама собою производитъ сперва зелень,
потомъ колосъ, потомъ полное зерно въ колосѣ* (Марк. іѵ, 26—28).
Каждый христіанинъ дѣлался миссіонеромъ и свидѣтелемъ Господа,
въ которомъ онъ находилъ утѣшеніе и миръ. Странствующіе ре¬
месленники и промышленники (припомнимъ напр. Аквилу и Нри-
скиллу, о которыхъ столь часто упоминается въ посланіяхъ ап.
Павла), повѣствуя о явившемся Мессіи, возвѣщали о томъ,что со¬
вершилось въ Іерусалимѣ; другіе дополняли эти разсказы. Въ извѣ¬
стномъ домѣ собирался маленькій кружокъ, находилась руководящая
личность, и кружокъ преобразовывался въ общину. Не было не¬
достатка и въ открытой проповѣди на улицахъ или на площадяхъ
городовъ. Проповѣдь апостола въ Аѳинахъ служитъ примѣромъ
этого. Въ то время отнюдь не было необычайнымъ, что фило¬
софы или другіе учители проповѣдывали ученіе открыто,, высту¬
пая и обращаясь съ рѣчами къ народу. Но еще сильнѣе быть
можетъ дѣйствовало это распространеніе втиши. Одинъ переда¬
валъ другому, гдѣ онъ нашелъ себѣ миръ и утѣшеніе, рабочій
рабочему, рабъ своему сотоварищу по положенію. Люди взаимно
дѣлились тѣмъ, что они слышали или что получили письменно,—
списокъ ли евангелія иди апостольское посланіе. Воспріимчивость
этихъ кружковъ съ одной .стороны, зажигающая, можно сказать,
возбуждающая сила христіанства съ другой, это, рядомъ съ дѣя¬
тельностью апостоловъ и мужей апостольскихъ, было главною при¬
чиной быстраго распространенія христіанства. Отсюда уже само
собою видно, въ какихъ кругахъ прежде всего распространялась
проповѣдь о Распятомъ. „Посмотрите, братія, кто вы призванные,
пишетъ ап. Навелъ: немного изъ васъ мудрыхъ по плоти, не¬
много сильныхъ, немного благородныхъ. Но Богъ избралъ немудрое
міра, чтобы посрамить мудрыхъ; и немощное міра избралъ Богъ,
чтобы посрамить сильное; и незнатное міра и уничиженное и ни¬
чего, незначущее избралъ Богъ, чтобъ упразднить значущее* (1 Кор.
і, 26—2.8), „Немного*—но отдѣльныя лица изъ высшихъ сословій
уже. могли -и тогда встрѣчаться среди христіанскихъ общинъ. По
крайнейкмфрѣ'ііновѣйшія изслѣдованія въ катакомбахъ въ Римѣ,