Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ВРАЖДА ЯЗЫЧЕСТВА КЪ ХРИСТІАНСТВУ. 629 большею частью противились этой проповѣди, но прозелиты
представляли уже подготовленное поле, на которомт'. скоро всхо¬
дило посѣянное сѣмя. Іудейское противодѣйствіе имѣло своимъ
слѣдствіемъ отдѣленіе христіанской общины отъ синагоги, вслѣд¬
ствіе чего подъ главенствомъ собственныхъ предстоятелей образо¬
вались христіанскія общины, въ которыхъ пріобрѣтенные обра-
щенцы изъ прозелитовъ дѣлали переходъ для тѣхъ, кто еще до¬
селѣ принадлежалъ къ язычеству. Помимо того, что сообщается
въ книгѣ Дѣяній Апостольскихъ, мы знаемъ слишкомъ мало изъ
этого перваго времени, чтобы представить точный взглядъ на рас¬
пространеніе христіанства; но если мы примемъ во вниманіе, что
ап. Павелъ на своемъ пути въ Римъ уже находитъ христіанъ въ
Италіи, не только въ самой столицѣ, но и въ Путеолѣ, то мы
имѣемъ возможность принять, что отъ Палестины до Рима, быть
можетъ уже и далѣе самого Рима, во всѣхъ большихъ и малыхъ
городахъ, спустя нѣсколько десятилѣтій находились христіане, и
если не въ видѣ совершенно устроенныхъ христіанскихъ общинъ,
то по крайней мѣрѣ въ видѣ отдѣльныхъ христіанскихъ кружковъ.
Такимъ же образомъ церковь распространялась на востокъ и югъ,
и здѣсь даже сильнѣе, такъ какъ іудейское населеніе здѣсь было
гуще. Слѣды христіанства мы находимъ въ Вавилонѣ; Едесса уже рано
дѣлается средоточнымъ пунктомъ церкви. Еще значительнѣе
была община міроваго города Александріи, такъ какъ основате¬
лемъ ея называютъ Іоанна Марка. Другіе повидимому пронесли
евангеліе уже за границы римскаго государства, ап. Ѳома въ
Парѳію, Андрей—въ Скиѳію, Варѳоломей—въ Индію, т. е. по¬
видимому въ Іеменъ. Изъ Рима опять церковь съ одной стороны
повидимому распространяется въ Африку, съ другой—въ Галлію,
пока она не насаждена была въ Германіи и Британіи. Едва про¬
шло столѣтіе со времени великаго дня сошествія Св. Духа, какъ
уже все римское государство было покрыто сѣтью христіанскихъ
общинъ. Хотя эти общины отчасти были еще малы по числу своихъ
членовъ, всетаки Тацитъ уже во времена Нерона говоритъ объ
яогромномъ множествѣ* христіанъ въ Римѣ. Да и другіе призна¬
ки указываютъ на то, что не только по пространству, но и< по
числу своихъ исповѣдниковъ, христіанство распространялось не¬
обыкновенно быстро. Мы видѣли, какъ совершалось это распространеніе: сначала
конечно при посредствѣ своихъ собственныхъ миссій. Община въ
Антіохіи была не единственной, которая считала своею обязан¬
ностью разсылать проповѣдниковъ евангелія (Дѣян: хш, 2), и если
ап. Павелъ могъ о себѣ сказать, что онъ потрудился болѣе всѣхъ,
то всетаки рядомъ съ нимъ были и другіе дѣятели. Нѣчто изъ того,