Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
624 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. обязанности. Обязанность эта не всегда была легкою или пріят¬
ною, такъ какъ нѣкоторые изъ христіанскихъ эмиссаровъ и осо¬
бенно: эмиссары изъ Іерусалима, невидимому, согласно свидѣ¬
тельству ап. Павла, вели себя съ дерзостью и хищничествомъ, по
истинѣ возмутительными (2 Кор. хі, 20). Но тѣ, которымъ Гаій
гостепріимно открывалъ свой домъ, были не такого рода. Это были
люди, которые слѣдовали благородному почину ап. Павла и отка¬
зывались принимать что либо отъ язычниковъ, которымъ они про-
повѣдывали. Нѣкоторые, на основаніи сходства имени и характера, пред¬
полагали, что Гаій, къ которому здѣсь дѣлается обращеніе, дол¬
женъ быть никто иной, какъ Гаій коринѳскій. Но такое заклю¬
ченіе крайне натянуто. Имя Гаія какъ извѣстно, было однимъ изъ
самыхъ распространенныхъ именъ въ римской имперіи. Оно
было столь распространено, что въ римскихъ книгахъ закона оно
служитъ какбы вмѣсто именй нарицательнаго. Для опредѣленія
лица, которымъ оно назывется, оно имѣетъ столь же мало
значенія, какъ и простое обращеніе къ „возлюбленному такому-то
такъ какъ имя Гаій въ разговорномъ языкѣ употреблялось вмѣсто
„такой-то “ *”). Въ новомъ завѣтѣ мы имѣемъ по меньшей мѣрѣ
три Гаія: Гаій македонскій (Дѣян, хи, 29), Гаій коринѳскій
(Рим. хуі, 23) и Гаій Дервянинъ (Дѣян, хх, 4). Гаій упоми¬
нается также въ „Апостольскихъ Постановленіяхъ" (ѵп, 40) въ
качествѣ епископа пергамскаго, и нѣтъ ничего невозможнаго, что
въ этому именно лицу и дѣлается здѣсь обращеніе. Главною цѣлью посланія служитъ ободрить его ' въ его хри¬
стіанской вѣрности и сопоставить его образъ дѣйствія съ пове¬
деніемъ любящаго первенствовать Діотрефа. Этотъ Діотрефъ, своимъ,
честолюбіемъ, своимъ произволомъ, своей заносчивостью, своею предан¬
ностью пустой полемической болтовнѣ и своею склонностью
въ отлученію своихъ противниковъ, представляетъ намъ самый
древній образчикъ крайней религіозной нетерпимости е™). Можетъ
показаться крайне удивительнымъ, что выдающійся христіанскій
пресвитеръ азіатской церкви не только отвергаетъ авторитетъ ап.
Іоанна, не только отказывается принять его странствующаго миссіо¬
нера и препятствуетъ другимъ дѣлать это, но даже отлучаетъ или
пытается отлучить тѣхъ, которые дѣлали это! Но это затрудненіе
мы должны оставить неразрѣшеннымъ, такъ какъ не въ силахъ
пролить какой либо свѣтъ на него. Состояніе церкви коринѳской,
какъ оно описано ап. Павломъ, даетъ намъ возможность предполагать-
существованіе, почти всевозможныхъ безурядицъ. Исторія церкви
Христовой отъ самого начала до позднѣйшихъ дней, переплетена