Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ВТОРОЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНІЕ СВ. АН. ІОАННА БОГОСЛОВА. 621 аннъ, всегда обнаруживавшій сочувствіе къ юности, узнавъ, что они
Живутъ жизнью вѣрныхъ христіанъ, написалъ извѣстіе о нихъ ихъ
матери, которую онъ высоко чтилъ, и въ этомъ письмѣ воспользо¬
вался случаемъ для присоединенія нѣсколькихъ словъ христіан¬
скаго ученія. Что ап. Іоаннъ могъ. писать къ христіанской жен¬
щинѣ, въ этомъ нѣтъ ничего необычнаго. Женщины, въ родѣ
Прискиллы, Лидіи и Фивы, играли не малую роль при первона¬
чальномъ распространеніи христіанской истины. Онѣ представляли
собою то благородство христіанской женщины, которое было од¬
нимъ изъ великихъ результатовъ христіанской проповѣди и вдохно¬
вляло аиостоловъ теплымъ чувствомъ любви и почтенія 66 *). Что
госпожа эта оставлена непоименованною, это совершенно согласно
съ характеромъ того времени. Ненужное выставленіе на видъ
добродѣтельныхъ матронъ гало противъ обычныхъ чувствъ какъ
іудеевъ, такъ и грековъ. Ап. Павелъ, правда, называетъ ихъ по
именамъ, когда требуютъ этого обстоятельства. Пиша къ Филип¬
пійцамъ, среди которыхъ женщины занимали болѣе важное по¬
ложеніе, чѣмъ среди другихъ римскихъ общинъ, онъ дѣлаетъ
личное обращеніе къ двумъ женщинамъ, Еводіи и Синтихіи
(Филип. гг, 2), й посылаетъ привѣтствія между другими отъ жен¬
щинъ и къ женщинамъ. Тѣмъ не менѣе, насколько мы знаемъ,
онъ никогда не писалъ посланія даже Лидіи и Прискиллѣ, кото¬
рымъ онъ былъ такъ много обязанъ, и если бы онъ написалъ
такое посланіе, предназначенное (какъ, конечно, было предназна¬
чено, и это посланіе ап. Іоанномъ) для чтенія его всѣми членами
церкви и даже для общественнаго чтенія въ ихъ собраніи, то,
вѣроятно, онъ также не обозначилъ бы собственнаго имени. Еще
въ ббльшей степени это могло быть естественнымъ у ап. Іоанна,
который бблыпую часть своей жизни прожилъ въ Іерусалимѣ.
Онъ менѣе всего былъ склоненъ нарушать то отчужденіе, ко¬
торое было обычнымъ положеніемъ женщины на востокѣ, по¬
тому что его опытъ былъ менѣе универсальнымъ, чѣмъ опыты
его собратьевъ — апостоловъ. Кто эта избранная госножа —
мы не знаемъ н вѣроятно не узнаемъ никогда. Строить предпо¬
ложенія, какъ дѣлаютъ нѣкоторые, что это могла быть Марѳа,
сестра Лазаря Б'2), или Богородица Б'8), значитъ строить теоріи,
висящія на воздухѣ и не стоющія даже серьезнаго опроверженія. Нѣтъ никакихъ указаній на то, гдѣ были написаны эти по¬
сланія. Они могли быть посланы или съ Патмоса или изъ Ефеса.
Евсевій говоритъ, что они были написаны въ Ефесѣ предъ со¬
вершеніемъ пастырскаго обзора 6'4). Составъ посланія весьма простъ. Послѣ любезнаго привѣтствія
(1^-г-З), апостолъ говоритъ этой христіанской госпожѣ о своей