Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
620 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. упоминать его, и что третье посланіе было обращено къ Гаію
вслѣдствіе предчувствія, что Діотрефъ можетъ уничтожить первое
посланіе и такимъ образомъ воспрепятствовать публичному чтенію
его въ церкви. Всѣ подобныя теоріи не стоютъ даже опроверженія. Ихъ можно
бы построить безчисленное множество. Все это веревки изъ песка,
распадающіяся при одномъ прикосновеніи къ нимъ. Нужно счи¬
тать несчастіемъ, что такое множество ихъ, съ ихъ безконечными
развѣтвленіями, засоряетъ все поле экзегетики. Ими загромождается
лишь путь къ дѣйствительному расширенію нашихъ познаній въ
исторіи ранней церкви. Мы можемъ сказать о нихъ тоже, что
Бауръ говоритъ о нѣкоторыхъ теоріяхъ апрлогетовъ: „не отбитъ
труда обсуждать неопредѣленныя гипотезы, которыя не имѣютъ
никакой поддержки въ исторіи и не имѣютъ связности въ самихъ
себѣ“ €4Э). Хотя мы и не отрицаемъ, что „избранная госпожа", къ ко¬
торой дѣлается обращеніе въ посланіи, могла'быть церковью, намъ
однакоже не кажется это вполнѣ вѣроятнымъ. Говорить, что цер¬
ковь символиризируется подъ видомъ женщины и невѣсты въ Апо¬
калипсисѣ, значитъ приводить доводъ, который имѣетъ весьма мало
отношенія къ дѣлу Бо°). Вопросъ не въ томъ, можно ли было цер¬
ковь иносказательно назвать госіюжей, чтб допускается всѣми, но
въ томъ, естественно ли, чтобы ап. Іоанйъ въ короткомъ и Про¬
стомъ письмѣ отъ начала до конца выдерживалъ въ этомъ отно¬
шеніи одно употребленное иносказаніе и, въ отличіе отъ другихъ
апостоловъ, обращался къ церкви такъ, какъ будто бы онъ пи¬
салъ какой либо женщинѣ? Если бы самое посланіе было таин¬
ственнымъ или игривымъ, то такое предположеніе было бы сносно.
При данномъ же его характерѣ (если бы только не оказывалось
какихъ либо неизвѣстныхъ факторовъ въ исторіи обстоятельствъ,
вызвавшихъ это посланіе) такая форма отзывалась бы сластозву-
чіемъ, недостойнымъ великаго апостола и чуждымъ- апостольской
простотѣ. Насколькб намъ извѣстно, въ христіанской литературѣ,
какъ греческой, такъ латинской, какъ въ апостольскія, такъ и
послѣ-апостольскія времена, нѣтъ еще ни одного примѣра, когда
бы церковь называлась Кйріей, или когда бы дѣлалось къ ней
обращеніе какъ къ женщинѣ (госпожѣ). 6. Мы принимаемъ такимъ образомъ это посланіе въ его есте¬
ственномъ смыслѣ, какъ обращенное къ оідной христіанской го¬
спожѣ й 'ея дѣтямъ; Нѣкоторыхъ изъ ея дѣтей апостолъ неви¬
димому1 встрѣчалъ при одномъ изъ своихъ обзоровъ церквей Азіи.
Онъ М'огъ: ’ встрѣтить ихъ во время посѣщенія ими кого либо изъ
свОйхъ-' дйойі^едныхъ-братьевъ въ ближайшемъ городѣ, и- ап- Іо¬