Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
618 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. вилонъ былъ подъ управленіемъ парѳянъ, и поэтому посланіе
къ вавилонской церкви могло быть названо посланіемъ къ пар¬
ѳянамъ. Затѣмъ, когда Климентъ говоритъ, что посланіе было
написано къ дѣвственникамъ, то по его мнѣнію слово тгарбсис
тутъ лишь было искажено въ греческое слово тгарйёѵоос. Наконецъ, онъ
прибавляетъ, что „заключался бы особенный интересъ и красота
въ такомъ обращеніи, какъ это, отъ ап. Іоанна къ церкви вавилон¬
ской, которая во дни своей языческой гордости называлась „госпо-
жей царствъ0, и говорила: „я буду госпожей навсегда" е39). Ва¬
вилонъ палъ; но ап. Петръ проповѣдывадъ парѳянамъ между дру¬
гими народами въ день Пятидесятницы (Дѣян, п, 9), и такимъ
образомъ Вавилонъ опять воскресъ во Христѣ и сдѣлался въ
Немъ избранною госпожей, вслѣдствіе чего и могъ къ нему обра¬
щаться съ такимъ титуломъ апостольскій собратъ ап. Петра, воз¬
любленный ученикъ ап. Іоаннъ. і. Признаемся, что вся эта теорія кажется намъ переверну¬
той пирамидой выводовъ, колеблющейся на своемъ неустойчивомъ
основаніи. Выраженіе ап. Петра имѣетъ въ высшей степени не¬
опредѣленный характеръ. Отнюдь недостовѣрно, что подъ „соиз¬
бранной0 онъ разумѣетъ церковь. Еще менѣе достовѣрно, что
подъ Вавилономъ онъ разумѣетъ именно Вавилонъ, а не Римъ. Въ
виду этого о самомъ основаніи, на которомъ покоится эта теорія,
мы можемъ лишь сказать: Ш1 а#іѣ ехешріпш ^иой Іііеш Ііѣе гевоіѵіі
(ничего не значитъ доводъ, который спорный вопросъ разрѣшаетъ
спорнымъ). п. Затѣмъ теорія эта невидимому исходитъ изъ предположе¬
нія, что ап. Іоаннъ на нѣкоторое время оставлялъ Азію и путе¬
шествовалъ вплоть до Вавилона, — путешествіе, которое крайне
невѣроятно и о которомъ не осталось никакого слѣда въ преда
ніи объ апостолѣ. По церковнымъ сказаніямъ парѳянамъ пропо-
вѣдывалъ не ап. Іоаннъ, а ап. Ѳома. ш. Затѣмъ неясное преданіе, что посланіе это было обращено
къ парѳянамъ, лишено даже самаго малаго значенія, такъ какъ
болѣе чѣмъ сомнительно, чтобы слова ай І’агіЬов находились -въ
подлинномъ изданіи й Трактатовъ0 бл. Августина; что же касается
свидѣтельства Бэды, что по мнѣнію св. Аѳанасія первое посланіе
было обращено „къ парѳянамъ0 в4°), то онъ почти несомнѣнно
ошибается. Никакого такого свидѣтельства не находится ни у
одного греческаго отца. Оно встрѣчается только, по заявленію Грис-
баха, у нѣкоторыхъ изъ позднѣйшихъ и второстепенныхъ латин¬
скихъ отцовъ и въ одномъ мѣстѣ у бл. Августина 64і). Между
тѣмъ ничего . не можетъ быть болѣе невѣроятнаго какъ то, что