Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ВТОРОЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНІЕ СВ. АН. ІОАННА БОГОСЛОВА. 617 быть собственнымъ именемъ въ христіанской церкви, однакоже въ
этомъ случаѣ смыслъ тринадцатаго стиха былъ бы таковъ: „при¬
вѣтствуютъ тебя дѣти сестры твоей Електы ; а крайне невѣроятно,
чтобы обѣ сестры носили это весьма необычное имя. б) Но быть можетъ посланіе обращено къ женщинѣ по имени
Кирія 63')? Кирія было женское имя, такъ какъ оно встрѣчается
въ одной ивъ надписей 632); и изъ выраженія св. Аѳанасія:
„онъ пишетъ Киріи и ея дѣтямъ" дѣлались выводы, что та¬
ковъ былъ и его взглядъ. Взглядъ этотъ самъ по себѣ возмо¬
женъ, и такъ какъ имя Кирія могло быть греческою замѣною
еврейскаго имени Марѳа, то госпожа эта могла быть іудеянкой.
Взглядъ этотъ устраняетъ также затрудненіе касательно столь
высокаго титула, какъ Кирія, который рѣдко употреблялся даже
въ отношеніи царицъ ). Но остается еще возраженіе, что въ
такомъ случаѣ мы должны были бы ожидать, что апостолъ ска¬
залъ бы не „избранной Киріи“, а „Киріи избранной", подобно
тому, какъ въ третьемъ посланіи мы читаемъ не „возлюбленному
Гано", а „Гаію возлюбленному". в) Но если мы будемъ переводить словами „избранной госпо¬
жѣ" , то должны ли мы разумѣть подъ ними личность, или церковь? Въ томъ и другомъ случаѣ личность или церковь остается
безъ имени. Взглядъ новѣйшихъ ученыхъ повидимому склоняется
въ пользу церкви 634). Высказывались всевозможныя догадки каса¬
тельно того, какая именно разумѣется здѣсь церковь, и выстав¬
лялись самыя произвольныя основанія для предположенія, что
обращеніе дѣлалось къ церкви коринѳской ,;-и), филадельфій¬
ской езе), іерусалимской 68Т), патмосской, ефесской или вави-
. донской е88). 2. Послѣдній взглядъ высказанъ епископомъ Вордсвортомъ.
Исходя изъ неопредѣленнаго выраженія въ 1 Петр. т, 13: „при¬
вѣтствуетъ васъ соизбранная, подобно вамъ (церковь) въ Вавилонѣ",
и истолковывая это выраженіе въ смыслѣ церкви вавилонской,
онъ говоритъ, что это привѣтствіе вавилонской церкви, посы¬
лаемое чрезъ ап. Петра церквамъ Азіи; и отсюда предполагаетъ,
что стихъ „привѣтствуютъ тебя дѣти сестры твоей избранной"
есть обратное привѣтствіе отъ церквей Азіи чрезъ ап. Іоанна церкви
вавилонской. По его мнѣнію, это становится еще болѣе вѣроят¬
нымъ вслѣдствіе близкихъ отношеній между ап. Петромъ- и ап.
Іоанномъ, и подтвержденіе этого находитъ въ замѣчаніи Климента
александрійскаго, что посланіе это обращено къ .вавилонской
госпожѣ", и въ любопытномъ случайномъ выраженіи въ загла¬
віи трактата бл. Августина объ этомъ посланіи: Тгасіакш ій
Ерізіоіат ІоЬаипіз ай РагЙюз. Въ это время, говоритъ онъ, Ва-