Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРВОЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНІЕ СВ. АП. ІОАННА. 611 такая молитва (хотя Давидъ или какой либо еврейскій изгнанникъ
и могъ возносить ее въ своемъ невѣденіи въ то время, когда еще
не была изречена новая заповѣдь, въ то время, когда сказано
было древнимъ: „ненавидь врага*) не могла быть вознесена безъ
грѣха христіанскимъ апостоломъ. Изреченіе ан. Павла есть лишь
иная форма изреченія: „не мнѣ судить его; я долженъ предоста¬
вить ещ волѣ Божіей". Изъ этого разъясненія мы можемъ заключать, что ограниченіе
ап. Іоанна относится, подобно столь многимъ его мыслямъ, къ об¬
ласти идеальной, теоретической, безусловной; что оно вводится
только въ качествѣ напоминанія той истины, что существуютъ
грѣхи, въ которыхъ не можетъ оказать никакой пользы даже хри¬
стіанская молитва, — грѣхи, которые могутъ быть предоставлены
только Богу, потому что Онъ только одинъ можетъ распознать ихъ.
Практически мы едвали вообще можемъ когда либо знать въ
своемъ братѣ грѣхъ столь гнусный, столь отчаянный, столь глу¬
боко преднамѣренный въ богоотступномъ состояніи церкви, на
столько превосходящій возможность всякаго покаянія, чтобы мы
не смѣли молиться за него. По аналогіи съ выраженіями, упо¬
требляемыми какъ въ ветхомъ, такъ и новомъ завѣтѣ, мы должны
заключать, что даже.хотя бы и былъ грѣхъ къ смерти, онъ во
всякомъ случаѣ не лежитъ за предѣлами милосердія Того, кото¬
рый умеръ, „дабы разрушить имѣющаго силу смерти, то есть
діавола". Всякій такой грѣхъ мы можемъ предоставить суду
Божію, если только находимъ, что мы не въ силахъ съ увѣрен¬
ностью возносить за него наши молитвы. Какъ мало мы можемъ
распознавать существованіе такого грѣха, это можно выводить изъ
того, что въ теченіе всѣхъ поколѣній христіанской исторіи есть
не болѣе двухъ-трехъ лицъ, о спасеніи которыхъ церковь когда либо
выражала открытое сомнѣніе. Въ Талмудѣ говорится, что Берурія, жена великаго раввина
Мейера, однажды слышала, какъ онъ пламенно молился Богу за
какихъ то невѣжественныхъ людей, (ам-гарацимъ), которые досаж¬
дали ему. Она подошла къ нему и сказала: „дѣлаешь ли ты это
потому, что написано въ Цс. сш, 35: да исчезнутъ грѣшники?"
Но тамъ написано не хотаимъ— „грѣшники", но ахттаимъ —
„грѣхи" - Кромѣ того псаломъ прибавляетъ: „и беззаконныхъ да
не будетъ болѣе", то есть, пусть прекратятся грѣхи и прекра¬
тится также злая воля; молись поэтому о нихъ, чтобы они при¬
ведены были къ покаянію, и этихъ злыхъ людей не будетъ болѣе".
Раввинъ такъ и сдѣлалъ, и они покаялись и перестали досаж¬
дать ему 6<0). Весь духъ св. Писанія показываетъ, что вообще въ этомъ от-