Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
608 ПЕРВЫЕ ДНЯ ХРИСТІАНСТВА. шинствѣ неопредѣлимо для человѣческаго глаза. Сущность единич¬
наго акта, сущность постояннаго состоянія, составляющаго грѣхъ
къ смерти, можетъ быть совершенно прикровенна, такъ что совер¬
шающій его можетъ жить среди людей въ нѣкоторомъ благоуха¬
ніи кажущейся святости. 2. Бываетъ такое состояніе, какъ мы уже видѣли въ посланіи
къ Евреямъ,—состояніе безусловнаго и ожесточеннаго отступни¬
чества, когда человѣкъ совершенно отсѣкается отъ всѣхъ средствъ
благодати и преднамѣренно устраняется отъ всякаго вліянія ихъ
на себя. Такое состояніе бываетъ не только добровольнымъ, но и
преднамѣреннымъ грѣхомъ. Бываетъ такое состояніе, какъ пред¬
намѣренное совершеніе зла вмѣсто добра и добра вмѣсто зла,
горькаго вмѣсто сладкаго и сладкаго вмѣсто горькаго,—такое со¬
стояніе, когда человѣкъ продаетъ себя злу и попираетъ ногами
Духа Божія. Такое состояніе, по взгляду апостоловъ, есть состоя¬
ніе антихриста; вступающій въ него человѣкъ „есть человѣкъ
грѣха"; это преднамѣренное оставленіе Христа ради сатаны, свѣта
ради тьмы, жизни ради смерти. Когда случалось такое богохуль¬
ное отступничество въ самыхъ нѣдрахъ церкви, то всякій, узнавав¬
шій объ этомъ, могъ, только чувствовать, что, насколько это было
доступно человѣческой прозорливости, такой человѣкъ долженъ
былъ умереть въ грѣхѣ своемъ (Іоан, ѵш, 21—24). 3. За такого человѣка христіанинъ едвали могъ возносить
молитву, вдохновляемую высшимъ убѣжденіемъ, что она будетъ
услышана; такъ какъ, говоря почеловѣчески, такого человѣка
невозможно привести къ покаянію 604). Ап. Іоаннъ чувствуетъ,
что онъ долженъ воздержаться отъ увѣщанія христіанъ возносить
молитву высшаго рода ео5), т. е. такія молитвы, какія возносимы
были Христомъ за наиболѣе вопіющіе виды грѣха 6ое). 4. Тѣмъ не менѣе- онъ, повидимому, не запрещаетъ даже и
такихъ молитвъ. Онъ не могъ этого сдѣлать, такъ какъ не даетъ
критерія, при посредствѣ котораго читатели его могли бы узна¬
вать, что именно есть грѣхъ къ смерти. Онъ говоритъ только:
„если кто видитъ брата своего согрѣшающаго грѣхомъ не къ
смерти" (а они какъ изъ всей исторіи ветхаго завѣта, такъ и изъ
евангелій, могли знать, что такимъ могъ бить всякій грѣхъ какъ
бы по внѣшности ни былъ гнусенъ онъ, даже такой грѣхъ, какимъ
опозорена была церковь коринѳская и который приводилъ въ негодо¬
ваніе даже язычниковъ), „то пусть молится, и Богъ дастъ ему жизнь";
н®, прибавляетъ онъ, вы не должны ожидать, чтобы при всякомъ воз¬
можномъ случаѣ всякая возносимая вами за грѣхъ брата молитва
была услышана. Есть грѣхъ къ смерти: не касательно этого грѣха
говорю я, чтобьн -грѣшникъ возносилъ сыновнія молитвы. И мо- ' ' >і \ .