Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРВОЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНІЕ СВ. АП. ТО АННА. 607 гается, такъ какъ Богъ всегда даетъ ему истинный и лучшій отвѣтъ, . дѣлая волю молящагося единою съ своею собственною волею в02).
Ап. Іоаннъ предполагаетъ, что христіанинъ будетъ молиться о
спасеніи своихъ братьевъ, но сообщаетъ, что и въ этомъ слу¬
чаѣ есть одно такое обстоятельство, при которомъ такая молитва
оказывается недѣйствительною. Это именно когда мы видимъ, что
наши братья совершаютъ грѣхъ къ смерти. Во всѣхъ другихъ слу¬
чаяхъ христіанинъ своею молитвою, такъ сказать, дастъ своему
брату жизнь; въ случаяхъ же грѣха, который къ смерти, ап.
Іоаннъ даже не совѣтуетъ христіанину возносить свою молитву
совсѣмъ 603). Что же такое грѣхъ къ смерти? Есть ли это единичный актъ
или установившееся состояніе? Есть ли это одно и тоже какъ
и хуленіе противъ Духа Святаго? Входить полнѣе въ разрѣшеніе
всѣхъ этихъ вопросовъ значило бы уклоняться отъ нашего жела¬
нія понять общую цѣль евангелія. Поэтому мы коснемся ихъ съ
возможною краткостью. 1. Ап. Іоаннъ не можетъ разумѣть какого либо одного опре¬
дѣленнаго грѣховнаго акта (какъ это и съ достаточностью дока¬
зывается его употребленіемъ причастія настоящаго времени, а не
аориста), такъ какъ было бы просто невозможно для человѣка,
помимо сверхъестественнаго озаренія, порѣшить, что тотъ или дру¬
гой грѣхъ есть грѣхъ къ смерти. Саулъ, подъ вліяніемъ' сильнаго
искушенія, нарушилъ обрядовое постановленіе пророка Самуила;
Давидъ совершилъ прелюбодѣяніе и убійство при такихъ обстоя¬
тельствахъ, которыя дѣлали эти грѣхи особенно гнусными. На
первый взглядъ повидимому грѣхъ Давида былъ безконечно болѣе
ужаснымъ изъ двухъ. Тѣмъ не менѣе „Духъ Господень удалился
отъ Саула “, между тѣмъ какъ Давидъ еще способенъ былъ мо¬
литься, чтобы Богъ далъ ему новое сердце и создалъ въ немъ
правый духъ, и молитва его была услышана. Затѣмъ, фарисеи при¬
писывали чудеса Христа веелзевулу, и поступая такъ, они, по
свидѣтельству самого Христа, были близки къ опасности совер¬
шитъ, если и не дѣйствительно совершали, грѣхъ противъ Духа
Святаго. Саддукеи и римляне съ другой стороны распяли Его.
Кто бы не сказалъ, что саддукеи совершили болѣе тяжкій грѣхъ?
И однакоже Христосъ безусловно молился за своихъ убійцъ: „Отче,
проста ішъ“; и если Онъ далъ безусловное обѣщаніе своимъ уче¬
никамъ, что „чего бы они ни просили во имя Его съ вѣрою, они
получатъ “, то не должны ли мы считать за несомнѣнное, что Его
молитва была услышана? Ясно поэтому, что грѣхъ становится грѣ¬
хомъ къ смерти не по его внѣшнимъ особенностямъ, но по сво¬
ему внутреннему качеству, а это внутреннее качество въ боль- ■ V