Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРВОЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНІЕ СВ. АП. ІОАННА. Ш въ томъ, что Богъ даровалъ намъ жизнь вѣчную, и сія жизнь въ
Сынѣ Его. Имѣющій Сына (Божія) имѣетъ жизнь; неимѣющій
Сына Божія не имѣетъ жизни0 (г, 9—12). Въ этихъ стихахъ еще полнѣе объясняется характеръ свидѣ¬
тельства. Это не простое человѣческое свидѣтельство. Оно чело¬
вѣческое лишь настолько, насколько указываемыя обстоятельства
утверждаются свидѣтельствомъ апостоловъ; но въ тоже время оно
безконечно больше того. Это свидѣтельство божественное, и это
божественное свидѣтельство находитъ отголосокъ въ внутреннемъ
свидѣтельствѣ и подтверждается имъ. Если возразятъ, что очище¬
ніе, искупленіе и животворящій духъ могутъ быть во всякомъ слу¬
чаѣ свидѣтелями лишь для вѣрующаго, что они субъективны, а
не объективны, то отвѣтъ на это возраженіе можетъ быть двоя¬
кій: во-первыхъ, что ап. Іоаннъ пишетъ вѣрующимъ н имѣетъ въ
виду только вѣрующихъ; и во-вторыхъ, что то и другое состав¬
ляютъ совершенное свидѣтельство Божіе (рерартбрізхе), совершенное
въ смерти Христа и въ возникающихъ изъ нея результатахъ; а
непрерывное свидѣтельство духа, постоянное при каждомъ покаяніи
и таинствѣ, хотя первоначально и служитъ свидѣтельствомъ лишь
для вѣрующихъ, но чрезъ вѣрующихъ становится свидѣтельствомъ
и для всего міра. Только одни вѣрующіе обладаютъ жизнью вѣч¬
ною, и онн единогласно- свидѣтельствуютъ, что получили ее только
чрезъ Іисуса Христа Сына Божія. Отголосокъ этихъ божествен¬
ныхъ свидѣтельствъ въ жизни христіанъ повторился тысячами сви¬
дѣтельствъ и по всему міру. Свидѣтельство Тертулліана о хри¬
стіанахъ 598) „по8 8оіі ішюсепіез ° („мы одни только среди глубо¬
каго и всеобщаго развращенія языческаго міра живемъ невинною
и святою жизнью0) былъ однимъ изъ: тѣхъ доводовъ, котораго не
могъ опровергнуть и противъ котораго не могъ выстоять языче¬
скій міръ. Это было троякое свидѣтельство—духа, воды и крови,
воспроизведенное въ жизнь каждаго христіанина, и оно наконедъ
сдѣлалось достаточно сильнымъ для того, чтобы возродить и весь
міръ. Такимъ то образомъ явилось Слово, чтобы, сдѣлаться тѣмъ,
чѣмъ называетъ его ап. Іоаннъ, именно ,.Словомъ вѣчной жизни0. Остальные стихи посланія имѣютъ болѣе частный интересъ.
Ап. Іоаннъ уже исчерпалъ свою главную тэму; онъ уже сказалъ
о свидѣтельствѣ, посредствомъ котораго устанавливаются проповѣ¬
дуемыя имъ истины. Все остальное состоитъ главнымъ образомъ
изъ повторенія. Апостолъ опять касается вѣры во Христа, вѣч- V. ЗАКЛЮЧЕНІЕ, ной жизни и дерзновенія, и подтверждаетъ это лйпмюпйіски »«къ*