Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ш ' ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. яегша, которые оба вытекли, когда кошемъ было пронжено пред¬
сердіе ‘93), то даже и тогда (хотя въ этомъ случаѣ могло быть лишь
нѣсколько капель воды, видѣнныхъ быть можетъ только ап. Іоан¬
номъ 694), стоявшимъ близко къ кресту) символы эти не потеряли бы
своего божественнаго значенія. Это обстоятельство въ смерти Христа
(которое даже если и естественно, было всетаки въ высшей степени
ненормально и необычайно) даже и въ такомъ случаѣ невольно могло
бы подать поводъ къ символу, который придаетъ ему ап. Іоаннъ. Оно
могло подсказать ап. Іоанну мысль, что Христосъ пришелъ, т. е.
явилъ Себя въ качествѣ божественнаго Искупителя посредствомъ
возрождающей и очищающей силы, символомъ которой служатъ
вода и кровь 59Г’). Но сомнительно, могъ ли предполагаемый
фактъ произойти естественно; да и самъ ап. Іоаннъ едвали имѣлъ
достаточно научныхъ познаній для того, чтобы быть увѣреннымъ,
что если онъ происходитъ, то непремѣнно служитъ признакомъ
смерти; притомъ въ его цѣль и не входило показать, что смерть
была дѣйствительна, такъ какъ въ этотъ ранній періодъ (да и гораз¬
до позже потомъ) дѣйствительность смерти Христа никогда ни на
моментъ не подвергалась сомнѣнію 59в). Въ евангеліи, какъ и здѣсь,
на фактъ этотъ дѣлается ссылка для того, „чтобы мы вѣровали
онъ приводится въ качествѣ свидѣтельства, что Іисусъ есть Сынъ
Божій. Слѣдовательно, какъ здѣсь, такъ и тамъ, мы должны пред¬
полагать, что по взгляду ап. Іоанна въ этомъ обстоятельствѣ было
нѣчто сверхъестественное, и что въ немъ заключалась очевидная
тайна, т. е. очевидное откровеніе дотолѣ неизвѣстной истины въ
томъ именно, чтб оно означало. Бода и кровь суть свидѣтели,
такъ какъ въ завершающемъ событіи искупительнаго дѣла Хри¬
стова ихъ истеченіе изъ боку Его положило печать на Его явле- ^
ніе въ качествѣ Спасителя; и такъ какъ они составляютъ сим¬
волы живой непрерывности этого дѣла въ мірѣ, то духъ, вода и
кровь суть три свидѣтеля; но особенно выразительнымъ и торже¬
ственнымъ свидѣтелемъ служитъ Духъ Божій, потому что чрезъ
духъ именно свидѣтельство воды и крови, т. е. возрождающей и
очищающей силы Христовой, приводится къ сознанію и сердцу
человѣческому. Такимъ образомъ „эти три свидѣтеля даютъ одно
и тоже свидѣтельство*. Ихъ троякое свидѣтельство, какъ продол¬
жаетъ апостолъ, есть свидѣтельство самого Бога. „Если мы при¬
нимаемъ свидѣтельство человѣческое; свидѣтельство Божіе больше:
ибо 6ЭТ) это есть свидѣтельство Божіе, которымъ Богъ свидѣтель¬
ствовалъ о Сынѣ Своемъ. Вѣрующій въ Сына Божія имѣетъ сви¬
дѣтельство въ себѣ самомъ: невѣрующій Богу представляетъ Его
лживымъ, потому что не вѣруетъ въ свидѣтельство, которымъ
Богъ свидѣтельствовалъ о Сынѣ Своемъ. Свидѣтельство сіе состоитъ