Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРВОЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНІЕ СВ. АП. ІОАННА. 608 обыкновенному правилу истолкованія, что Христосъ „ пришелъ “ чрезъ установленіе евхаристіи. Что ап. Іоаннъ во всякомъ случаѣ
не могъ употребить столь неопредѣленнаго термина, это ясно само,
собою, такъ какъ для него не было бы объясненія въ евангеліи.
Тамъ онъ лишь кратко упоминаетъ объ установленіи евхари¬
стіи, хотя и указываетъ его глубочайшее значеніе. Мало того,
во всѣхъ прямыхъ указаніяхъ на евхаристію вино никогда не от¬
дѣляется отъ хлѣба и кровъ отъ плоти. Въ виду этого, для истол¬
кованія того, чтб разумѣетъ ап. Іоаннъ подъ кровію, намъ нѣтъ -кровь Христа какъ вещь, которая очищаетъ насъ отъ всякаго
грѣха (і, 7). Доселѣ мы такимъ образомъ видѣли, что, подъ водою и кровію
ап. Іоаннъ разумѣетъ относительные символы очищеній и искуп¬
ленія, -возрожденія и оправданія (и, 2; іѵ, 10), и въ этомъ смыслѣ
| можно также справедливо сказать, что здѣсь заключается косвен- * ный и второстепенный намекъ на таинство крещенія и евхаристію,
подобно тому, какъ онъ заключается въ іп и ѵі гл. евангелія, такъ
какъ въ этихъ таинствахъ символизмъ воды и крови находитъ | свое высшее приложеніе. р Но даже и въ такомъ случаѣ мы еще не видимъ, какимъ об- % разомъ-можно сказать, что „Христосъ пришелъ водою и кровію1',
какъ чрезъ тѣ средства, чрезъ которыя Онъ пришелъ, и тотъ эле¬
ментъ, въ которомъ Онъ пришелъ. Не лишено значенія сообра¬
женіе, что посланіе это апостолъ имѣлъ въ виду присоединить къ * евангелію въ качествѣ практическаго толкованія на него, вслѣд¬
ствіе чего оно было бы и невозможно для объясненія, еслибы мы
не имѣли его евангелія въ своихъ рукахъ. Мы находимъ соче¬
таніе этихъ элементовъ въ одномъ фактѣ, разсказываемомъ только
однимъ ап. Іоанномъ и притомъ полагающимъ ихъ на такомъ вид¬
номъ мѣстѣ и подтверждающимъ такимъ торжественнымъ свидѣ¬
тельствомъ, что намекъ въ этомъ мѣстѣ на этотъ фактъ дѣлается
весьма вѣроятнымъ и правдоподобнымъ. Въ этихъ именно двухъ мѣ¬
стахъ только во всемъ св. Писаніи кровь и вода полагаются
вмѣстѣ; и какбы съ цѣлію еще болѣе показать связь между ними,
онѣ въ обоихъ мѣстахъ видимо связываются съ понятіемъ свидѣ¬ тельства. Фактъ заключается въ томъ, что воинъ, придя раздро¬
бить ноги распятыхъ, чтобы можно было тѣла ихъ, удалить до
субботы, нашелъ, что Христосъ былъ уже мертвъ, и не перебилъ
Ему ногъ, „но одинъ изъ воиновъ копьемъ пронзилъ Его ребра и
тотчасъ истекла кровъ и вода“ (Іоан, хіх, 34). Еслибы теперь это
было простое физическое явленіе, причиненное смертію Христа 'отъ'
разрыва- сердца и естественнымъ отдѣленіемъ -крови въ ріасёпіадш' надобности идти дальше этого посланія С92), гдѣ онъ упоминаетъ 'V.