Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
602 ПЕРВЫЕ ДНИ ХРИСТІАНСТВА. 35; ххі, 24); и 7) свидѣтельство Духа Божія (хѵ, 26; хѵі, 14).
Эти семь Свидѣтельствъ обнимаютъ всевозможныя формы сви¬
дѣтельства. Первыя два имѣютъ внутренній и божественный
характеръ, слѣдующія два—внѣшній и историческій; пятое и
шестое—личный и опытный, зависящій отъ способности и прав¬
дивости праведныхъ людей; послѣднее свидѣтельство постоянно и
непреложно. Затѣмъ въ этомъ посланіи, хотя ап. Іоаннъ и намекаетъ на
свидѣтельство Бога (ѵ, 9) и Христа (т, 6), равно какъ свидѣ¬
тельство апостоловъ (і, 2; іѵ, 14) и свидѣтельство Духа Божія
(ѵ, 6), онъ однакоже не намекаетъ на четыре другія формы сви¬
дѣтельства, хотя и прибавляетъ къ нимъ свидѣтельство безуслов¬
ной внутренней увѣренности (ѵ, 10), которая является результа¬
томъ ихъ. При этомъ онъ съ особенною настойчивостью указы¬
ваетъ на воду и кровь, какъ на два отдѣльныхъ и сильныхъ сви¬
дѣтельства о Христѣ въ отношеніи Его собственной божествен¬
ности. Какимъ же образомъ Онъ проявилъ себя въ качествѣ бо¬
жественнаго Спасителя посредствомъ воды и крови? Конечно, не чрезъ крещеніе Іоанна, гдѣ вода имѣла въ выс¬
шей степени подчиненное значеніе въ виду того, что не водою,
но Духомъ, сходящимъ въ видѣ голубя, Онъ былъ посвященъ на
Свое великое дѣло. Равнымъ образомъ и не посредствомъ таинства крещенія, по¬
тому что ни въ какомъ смыслѣ нельзя было сказать, что „Хри¬
стосъ пришелъ “ чрезъ христіанское крещеніе; притомъ и о
самомъ установленіи крещенія не упоминается, хотя и дѣлается
намекъ на символическое значеніе воды, которая въ этомъ таин¬
ствѣ достигаетъ своего высшаго значенія. Вода, по евангелію,
есть символъ новой и спасающей жизни, (Іоан, ш, 5; іу, 10;
ѵп, 38), какъ и въ Ис. хи, 3. Въ болѣе общемъ и простомъ
смыслѣ она есть символъ очищенія. Когда Спаситель говоритъ о
„рожденіи водою и духомъ0, то здѣсь символизируются двѣ вещи
въ ихъ единствѣ, — именно, что вода есть таинственное орудіе
духовнаго возрожденія въ святую жизнь. Тѣмъ не менѣе, такъ какъ даже выраженіе, что Христосъ
пришелъ „чрезъ посредство воды", звучитъ странно и, отнюдь не
легко для истолкованія, то мы должны обратиться къ тому, какой
свѣтъ можетъ быть пролитъ на это выраженіе слѣдующимъ вы¬
раженіемъ, что Христосъ пришелъ также „кровію0. Здѣсь также очевидно, что первоначальнымъ значеніемъ не
можетъ быть указаніе на евхаристію. Слово „пришелъ" имѣетъ
у ап. Іоанна спеціальное и выразительное значеніе. .Оно озна¬
чаетъ явленіе Христа какъ Искупителя. Поэтому нельзя сказать по