Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРВОЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНІЕ СВ. АП. ІОАННА. 601 рошо знакомы. Оставалось только сказать нѣчто о его принуди¬
тельности и его результатахъ. Это и дѣлаетъ апостолъ въ ѵ,
6—9 и 10—12. Свидѣтельства эти таковы: „Сей есть Іисусъ Христосъ, пришедшій водою и кровію Б8Э)
и Духомъ, не водою только, но водою и кровію, и Духъ свидѣ¬
тельствуетъ о Немъ, потому что Духъ есть истина. Ибо три сви¬
дѣтельствуютъ на. небѣ: Отецъ, Слово и Святый Духъ; и сіи три
суть едино. И три свидѣтельствуютъ на землѣ: духъ, вода и кровь;
и сіи три объ одномъ* (т. е. объ обладаніи вѣчною жизнью во
Іисусѣ Христѣ) 59°) (ѵ, 6—8). Апостолъ здѣсь говоритъ, что
Іисусъ Христосъ пришелъ посредствомъ воды и крови, и что вода
и кровь вмѣстѣ съ духомъ суть три свидѣтеля, которые даютъ
одно завершающее свидѣтельство. Что касается того, о чемъ они
свидѣтельствуютъ, то онъ самъ говоритъ намъ объ этомъ, т, е., что
Богъ далъ намъ вѣчную жизнь а что эта жизнь заключается въ
Его Сынѣ. А если такъ высока истина, о которой они свидѣ¬
тельствуютъ, то для насъ въ высшей степени важно понять, ка¬
кимъ образомъ можетъ получить свое полное значеніе ихъ свидѣ¬
тельство, и даже то, въ какомъ смыслѣ оно можетъ быть названо
свидѣтельствомъ вообще. Въ какомъ именно смыслѣ Іисусъ какъ
Христосъ, т. е. Іисусъ какъ Сынъ Божій, пришелъ водою и
кровью? и какъ эти вода и кровь составляютъ два отдѣльныхъ
свидѣтеля? Отвѣтить "'на этотъ вопросъ было бы невозможно для того,
кто не имѣлъ предъ собою евангелія ап. Іоанна. Понятіе „сви¬
дѣтеля “ есть одно изъ тѣхъ, которыя занимаютъ весьма выдаю¬
щееся положеніе въ писаніяхъ св. ап. Іоанна. Для него христіан¬
ство есть выразительная „истина", т. е. вѣчная, всеобъемлющая
реальность, которая одинаково должна господствовать надъ мы¬
слями и дѣйствіями людей (Іоан, і, 14, 17; ѵш, 32, 40; хіѵ, 17;
ху, 26; хи, 13; хѵп, 11, 17; хѵш, 37). Но истина, насколько
она покоится на внѣшнихъ фактахъ, должна быть введена въ
сердца людей посредствомъ „свидѣтеля". Это конечно необхо¬
димо было и сначала; но еще болѣе стало оно необходимымъ въ
тѣ дни, когда лишь немногіе могли свидѣтельствовать въ качествѣ
очевидцевъ и когда многіе начинали сомнѣваться и колебаться. Между тѣмъ въ евангеліи ап. Іоаннъ привелъ и изложилъ
седмиричное свидѣтельство !91); 1) свидѣтельство Отца (ѵ, 31—-37;
ѵш, 18); 2) свидѣтельство Самого Христа (ѵш, 14; хѵш, 37); 3) свидѣтельство Его дѣлъ (ѵ, 36; х, 25); 4) свидѣтельство св.
Писанія (ь, 45; ѵ, 39, 40, 45); 5) свидѣтельство Іоанна Кре¬
стителя (і, 7; ѵ, 33); 6) свидѣтельство учениковъ (хѵ, 27; <хіх.