Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
’ѴѴѴ і ИЕРБЕШ двді лгыѵітд.пиі вят ватъ ихъ или быть на стражѣ противъ нихъ, такъ какъ въ отно¬
шеніи христіанской общины они сами навлекли на себя осужде¬
ніе. Но въ то время какъ они номинально принадлежали къ ви¬
димой’ церкви, сущность ихъ ученія клала на нихъ печать какъ
будто въ дѣйствительности на принадлежащихъ къ міру. Всякій
христіанинъ поэтому долженъ былъ „испытывать духовъ11; ему
необходимо было пользоваться тѣмъ даромъ „различенія духовъ“,
на которое ап. Павелъ обращалъ вниманіе своихъ коринѳскихъ
обращенцевъ (1 Кор. хи, 10). Въ Коринѳѣ страшныя злоупо¬
требленія даромъ языковъ повели къ безпорядкамъ и смутамъ,
которые совершенно разстроили порядокъ богослуженія. Среди
лепета фанатическихъ изреченій раздавались даже голоса, которые
восклицали: „анаѳема Іисусъ!“ Это омерзительное богохульство,
происходившее отъ тайной ненависти и ереси, прикрывалось пра¬
вомъ безконтрольнаго духовнаго вдохновенія, и ап. Павелъ съ
такою же ясностью, какъ и ап. Іоаннъ, и почти въ тѣхъ же самыхъ
терминахъ заявлялъ, что исповѣданіе Іисуса Господомъ могло
происходить только1 отъ дѣйствія Св. Духа Божія, и что всякій,
говорившій противъ Іисуса, какъ бы ни были высокомѣрны его
притязанія, не могъ говорить Духомъ Божіимъ. Интересно видѣть,
что два эти апостолы находились въ такомъ согласіи между собою,
что трудно даже вообразить, чтобы ап. Іоаннъ могъ написать это
мѣсто, не имѣя въ мысли того, чтб говорилъ ап. Павелъ корин¬
ѳянамъ (1 Кор. хп, В). Но даже если и не такъ, то мы всетаки
имѣемъ новое доказательство того, какъ нелѣпа теорія, которая
ставитъ этихъ двухъ апостоловъ въ смертельный антагонизмъ,
между тѣмъ какъ то и дѣло оказывается между ними близкое '
сходство не только въ употребляемыхъ ими выраженіяхъ, но даже
и въ поддерживаемыхъ ими цѣлыхъ системахъ ученія. Здѣсь такимъ образомъ давался признакъ, по которому можно (
судить о каждомъ христіанинѣ. Всякій тотъ духъ отъ Бога, который <
исповѣдываетъ, что Іисусъ Христосъ пришелъ во „плоти*. Даже въ
эти ранніе дни уже были такіе считавшіе себя христіанами люди, ко- 1
торые говорили, что Іисусъ, правда, былъ Христосъ, но что Христосъ
не приходилъ во плоти. Они утверждали, что во время обществен¬
наго служенія Іисуса духъ божественнаго Христа былъ съ Нимъ, ,
но только до распятія, такъ что воплощеніе божества .въ человѣ¬
ческомъ естествѣ было лишь простымъ подобіемъ. Это были пред¬
шественники секты докетовъ. Были и другіе, которые считали
жизнь Іисуса цѣльною и однородною, но отрицали, чтобы Онъ былъ
Христосъ въ какомъ бы то ни было другомъ смыслѣ кромѣ того,
что Онъ былъ іудейскій Мессія; отрицали, что Онъ былъ Христосъ
въ смыслѣ Сына Божія. Это были ранніе евіониты. Какъ противъ