Первые дни христианства. Часть 2-я

Фаррар Ф.В. Первые дни христианства. Часть 2. - С.Петербург, 1888

Содержание
OCR
ПЕРВОЕ СОБОРНОЕ ПОСЛАНІЕ СВ. АП. ІОАННА. 593 з 'Л .т й* шл искреннимъ дѣламъ доброты къ своимъ страждущимъ братьямъ?.—
который, подобно презрительному священнику и жестокосердому
левиту въ притчѣ, можетъ холодно посмотрѣть на страданія своего
брата и запереть противъ него кладовую естественнаго чувства?
Какъ можетъ человѣкъ, который такимъ образомъ показываетъ,
что въ, немъ нѣтъ никакой любви, любить Бога, который любитъ
всѣхъ?, Такимъ образомъ мы видимъ, что у ап. Іоанна, какъ и у
ап. Павла, возвышеннѣйшія начала приводятъ къ самымъ про¬
стѣйшимъ обязанностямъ, и подобно тому какъ весь законъ тяго¬
тѣнія не менѣе требуется для того, чтобы образовать слезу, чѣмъ
и для того, чтобы образовать планету, такъ и обязанность до¬
броты къ страждущему выставляется покоющеюся на безконечной
основѣ, что Богъ есть любовь. Человѣкъ, способный къ такой не¬
естественной жестокости, какую описываетъ ап. Іоаннъ, способенъ
и къ лицемѣрному исповѣданію. Подобно суеслову у ап. Іакова
{и, 16), онъ будетъ несомнѣнно говорить страдальцу, какую силь¬
ную жалость онъ чувстпуетъ въ нему; будетъ говорить ему съ
жаромъ состраданія: „согрѣйся“, „одѣнься®, но въ тоже время
найдетъ тысячу готовыхъ извиненій для того, чтобы показать, по¬
чему онъ лично не можетъ оказать ему никакой помощи. Такое
именно словесное братолюбіе, такое сантиментальное состраданіе,
такое краснорѣчивое жестокосердіе, носящее плащъ состраданія,
какъ предостерегаетъ ихъ апостолъ, часто заступаютъ мѣсто дѣй¬
ствительной и истинной любви. Слѣдующее затѣмъ обобщеніе чрезвычайно трудно, тѣмъ болѣе
что и самая пунктуація съ достаточностью неизвѣстна, конструк¬
ція необычна и чтеніе неустановлено. Именно апостолъ говоритъ:. „И вотъ, почему узнаемъ, что мы отъ истины, и успокой-’
ваемъ предъ Нимъ сердца наши "8). Ибо если сердце наше осуж¬
даетъ насъ, то кельма паче Богъ; потому что Богъ больше сердца
нашего, и знаетъ все“ 8,э) (ш, 19, 20). „Возлюбленные! если сердце наше не осуждаетъ насъ; то мы
имѣемъ дерзновеніе къ Богу, и чего ни попросимъ, получимъ отъ
Него: потому что соблюдаемъ заповѣди Его, и дѣлаемъ благоугод¬
ное предъ Нимъ. А заповѣдь его та, чтобы мы вѣровали во имя
Сына Его Іисуса Христа, и любили другъ друга, какъ Онъ запо¬
вѣдалъ намъ. И кто сохраняетъ Заповѣди Его; тотъ пребываетъ
въ Немъ, и Онъ въ томъ“ (ш, 21—24а). Въ общемъ смыслъ первыхъ двухъ предложеній таковъ: брат¬
ская любойь именно есть доказательство того, что мы принадле¬
жимъ къ царству вѣчной реальности, и что этою увѣренностью
мы всегда будемъ имѣть возможность успокоивать тревогу на-